пятница, апреля 22, 2005

Резолюция Пастырского совещания Одесской и Запорожской епархий РПЦЗ(Л)

Собравшись для великопостного говения в богоспасаемый град Одессу, мы возносим благодарение Господу за предоставленную возможность исповедаться, совместно отслужить Божественную Литургию Преждеосвященных Даров и причаститься Пречистых Таин Тела и Крови Христовых. После окончания богослужения в трапезной при Свято-Михайловском храме прошло пастырское совещание, в ходе работы которого были обсуждены актуальные проблемы епархиальной жизни. Значительное внимание было уделено отношениям с Русской Православной Церковью Московского Патриархата и перспективам ведущихся ныне переговоров между соответствующими согласительными комиссиями. В связи с первостепенной значимостью плодов переговорного процесса для дела нашего спасения, присутствовавшее духовенство сочло полезным напомнить о главных принципах, а также о положениях, проистекающих из этих принципов, которые лежат в основе нашего разделения, и которые по сей день не устранены.

1. Новомученики и исповедники российские, начиная от священномучеников-митрополитов Кирилла Казанского и Иосифа Петроградского, а также все последующие Отцы Русской Зарубежной и Катакомбной Церкви говорили о необходимости после окончания гонений на веру дать соборную оценку деяний митрополита Сергия (Страгородского). О необходимости таковой честной оценки в пример будущим поколениям русских людей говорил после Архиерейского Собора 2001 года и новоизбранный тогда наш Первоиерарх Высокопреосвященнейший митрополит Лавр. Исходя из этого, документы, разрабатываемые на переговорах совместными комиссиями, не могут считаться удовлетворительными, если они выражают только то, "как должно быть" в отношениях Церкви с государством, но не содержат честную оценку "того, что было", то есть:

— ошибочности, апостасийной сущности Декларации митрополита Сергия от 1927 года и основанной на ней церковной политики (Блаженнейший митрополит Антоний, Первоиерарх РПЦЗ, называл это предательством);
— узурпации церковной власти митрополитом Сергием путем создания неканонического Синода и незаконного присвоения им власти первого епископа страны с последующими прещениями на всех истинно-православных иерархов, духовенство и мирян;
— отречения от новомучеников и исповедников и от всех гонимых за веру с оклеветанием их как "политических преступников" со стороны митрополита Сергия и прочих иерархов РПЦ МП;
— сотрудничества иерархов РПЦ МП (в том числе ныне здравствующих) со спецорганами безбожной власти (ГПУ, НКВД, КГБ, ФСБ);
— ложных заявлений перед мировой общественностью об отсутствии гонений на веру в СССР и прочих ложных заявлений в угоду безбожной власти.

Необходимость и актуальность вышеизложенного подчеркивается недавним фактом выхода в свет в издании Сретенского монастыря книги С. Фомина "Страж дома Господня", восхваляющей митрополита Сергия с благословения и с предисловием нынешнего Предстоятеля РПЦ МП, в котором он фактически указывает на митр. Сергия (Страгородского) как на святого, а также тем фактом, что по ходатайству Нижегородской епархии МП в честь "Патриарха Сергия" в России уже названа площадь и готовится открытие ему памятника (в г. Арзамасе). В РПЦ МП должен быть положен конец искусственно насаждаемому почитанию митрополита Сергия (Страгородского) как "спасителя Церкви", напротив, желательно создать специальную комиссию по расследованию его деяний (в частности, необходимо проверить информацию о его письме в НКВД в 1935 г. с целью не допустить выхода из заключения законного возглавителя Церкви митрополита Петра Крутицкого).

О том, что сергианство не изжито в МП свидетельствует также вопиющий факт участия Патриархии (начиная от ее иерархов самого высокого уровня) в предвыборной кампании на Украине на стороне одного из кандидатов. Этим участием, которое являлось прямым нарушением как церковных, так и гражданских законов, МП продемонстрировала свое единство с местным криминальным административным ресурсом и свою полную зависимость от внешних политических сил.

2. Согласно святым канонам совместные молитвы с инославными, тем более с иноверными, не должны быть допускаемы не только в облачениях и перед престолом, но и в бытовых условиях ("хотя бы то было в доме" — 10 Апост. правило) и других случаях (например, перед едой). Порядок наших действий в подобных ситуациях предусмотрен Определением Архиерейского Собора РПЦЗ от 13/26 октября 1953 года. Необходимо добиваться единомыслия с РПЦ МП в этом вопросе. "Верный в малом и во многом верен" (Лк. 16,10). Один из недавних случаев совместных молений с еретиками имел место в сентябре 2004 г., когда Предстоятель РПЦ МП Алексий II присутствовал при освящении Католикосом всех армян монофизитским иерархом Гарегином II 16 камней в основании монофизитского храма в Москве и даже совместно с ним заложил памятную капсулу в фундамент этого строения.

3. У алтарной части храма Христа-Спасителя, главного храма РПЦ МП, установлен камень "хачкар" в память о совместной молитве и освящении этого камня 18.08.2000г. Предстоятелем РПЦ МП Алексием II и все тем же монофизитским иерархом Гарегином II. Камень этот представляет собою, по заявлению Гарегина II, "благословение Святой Российской земле". Апостольские правила запрещают как совместные молитвы (Пр. 33), так и принятие благословения (Пр. 32) от еретиков. Объективно говоря, имеет место, согласно церковной терминологии, "осквернение от еретиков" погоста главного храма РПЦ МП у его алтарной части. Религиозный, а не светский характер благословения подтверждается и изображением на камне Креста в монофизитской традиции. Было бы желательно, чтобы после соответствующей оценки означенного события, памятный знак был перенесен в более подобающее ему место (Парк дружбы народов, в ограду Общества российско-армянской дружбы или иное какое подобное);

4. Необходимо внести в согласительные документы заявление о неприемлемости для православного догматического сознания Шамбезийского 1990 г. (с монофизитами) и Баламандского 1993 г. (с католиками) документов, которые ранее были подписаны РПЦ МП на уровне делегаций, причинили большое смущение православной пастве и оставлены в "подвешенном", т. е. не ратифицированном, но и не денонсированном состоянии.

5. Мы считаем сомнительным нововведенный по ходатайству РПЦ МП статус "церкви в ассоциации с ВСЦ". Если МП не решается просто уйти из этого псевдо-"тела с экклезиологическим смыслом", то максимально допустимым для МП представляется нам после выхода из ВСЦ иметь в нем наблюдателей (как наша Церковь имела, к примеру, их на Ватиканском католическом соборе 1962 года), но не более.

Мы считаем недостаточным исследовать только лишь вопрос об участии РПЦ МП в ВСЦ. Необходимо проработать детально вопрос об участии РПЦ МП в Конференции Европейских Церквей и других экуменических организациях (например, Экуменической организации прибалтийских стран и т.п.), исследовать их статуты, уставы, положения, статус в них МП на предмет противоречия православному учению о Церкви.

Также ошибочными считаем мы в настоящее время какие-либо реальные шаги по сближению с МП "под честное слово" их выхода из ВСЦ на очередной его ассамблее в 2006 году. Необходимо сначала дождаться факта этого выхода в означенном году, тогда и возможно будет продолжить переговоры.

6. В согласительных документах необходимо указать на недопустимость впредь неправославных высказываний иерархов МП (таких, например, как известное выступление Предстоятеля МП Алексия II перед раввинами в Нью-Йорке), в том числе употребления терминов и понятий, противоречащих святоотеческой православной традиции, таких как "Церковь-сестра" в отношении католиков, "восточные православные" в отношении монофизитов, "великая религия Божественного Откровения" в отношении ислама и т. д. Всякое такое высказывание не должно впредь почитаться как "частное мнение" того или иного иерарха, но должно сопровождаться братским увещанием со стороны Предстоятеля Церкви или Собора епископов (когда речь идет о самом Предстоятеле) впредь до исправления. Иначе все это вполне может рассматриваться как открытая проповедь ереси и подпадать под 15 правило двукратного Константинопольского Собора.

7. РПЦ МП должна прекратить евхаристическое общение с Поместными Православными Церквами, которые продолжают членство в ВСЦ и КЕЦ или официально сослужат с таковыми Церквами. Также РПЦ МП должна прекратить общение со всеми официальными Поместными Церквами в соответствии с Правилом 1 Антиохийского Собора (по причине введения западной латинской пасхалии Финской Православной Церковью и евхаристического общения с нею всех прочих).

8. По выше указанным причинам наша Русская Православная Церковь Заграницей не может на настоящий момент иметь евхаристического общения ни с одной из официальных Православных Поместных Церквей. Практика эпизодических сослужений с клириками Сербского или Иерусалимского Патриархатов должна оставаться частным делом тех представителей нашего духовенства, которые это допускают, но не должна провозглашаться как общий курс всей нашей Церкви.

9. Необходимо всячески утверждать евхаристическое общение и духовные связи с братской нам во Христе иерархией Синода Противостоящих ИПЦ Греции и старостильных ИПЦ Болгарии и Румынии. Решение о восстановлении евхаристического общения с РПЦ МП должно быть согласовано с этими Церквами.

В заключение мы призываем Божие благословение на нашу дорогую паству и молитвенно желаем всем нашим прихожанам достойно провести Страстную Седмицу и духовно радостно и спасительно встретить Светлое Христово Воскресение. "Ей, гряди, Господи Иисусе! Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь." (Откр. 22. 20, 21).

Одесса, 07/20.04.05, Свт. Георгия, еп. Митиленского.

+ Агафангел, епископ Таврический и Одесский
архимандрит Иоанн (Зиновьев)
протоиерей Валерий Алексеев
протоиерей Владимир Фастович
игумен Георгий (Кравченко)
игумен Парфений (Гринюк)
иеромонах Арсений (Манько)
иеромонах Андриан (Замлинский)
иеромонах Иларион (Дмитриев)
иеромонах Николай (Завьялов)
иерей Игорь Яворский
иерей Василий Демченко
иерей Леонид Пляц
ерей Димитрий Зиновьев
иерей Максим Вологдин
иерей Александр Мартыненко
иерей Александр Петренко
иерей Сергий Калоев
иерей Валентин Бондарь
иерей Андрей Трачук
иерей Анатолий Кореньков
иеродиакон Филарет (Закотей)
диакон Виталий Морозов
диакон Виталий Тараненко