суббота, мая 14, 2005

Александр Солдатов. РАДОСТЬ ПАСХИ И СКОРБЬ ПОБЕДЫ. 60-летие Победы РПЦ отметила торжественнее, чем главный церковный праздник – Пасху.

Обращаясь к президенту Путину в пасхальную ночь на клиросе храма Христа Спасителя, патриарх Алексий II вспомнил, что 60 лет назад, в 1945 году, Пасха тоже была поздней, "и пасхальная радость соединилась с радостью победы над фашизмом". Но едва ли когда-нибудь, за исключением того же победного 45-го, День Победы отмечался в нашей стране так торжественно, как в этом году. Стремясь занять место главного идеологического департамента нынешнего российского режима, РПЦ фактически отодвинула Пасху на второй план, чтобы "сберечь силы" для достойного празднования юбилея Победы.

Кого поминать 9 мая?

За пафосом праздничных речей трудно расслышать голос сердца высших церковных иерархов, трудно понять, чем на самом деле является для них этот праздник. Вероятно, большинство иерархов искренне радо его возрождению, потому что жить по привычкам, усвоенным в советское время, для них значительно легче, чем "вырабатывать церковную позицию" в условиях "стихийной демократии". Но всякий, кто хотя бы поверхностно знаком с биографией патриарха Алексия II, согласится, что для этого человека День Победы - "праздник со слезами на глазах". Юный Алеша Ридигер вырос в свободной Эстонии, в семье православного священника, который, скажем мягко, не сочувствовал советской оккупации своей страны по пакту Молотова - Риббентропа. Более того, Алеша был алтарником у священника Александра Киселева, в годы войны ставшего духовником Русской освободительной армии генерала Власова. Патриарх до сих пор благоговейно чтит память этого выдающегося священника-эмигранта, скончавшегося в самом конце прошлого века и похороненного в московском Донском монастыре.

Память "власовцев" дорога и для многих чад Русской зарубежной церкви (РПЦЗ), которая, как известно, находится ныне в затяжном процессе "воссоединения" с Московской патриархией. На мемориальном кладбище РПЦЗ в Новом Дивеево под Нью-Йорком стоит обелиск, увековечивающий память всех офицеров и солдат Русской освободительной армии, погибших "во имя идеи России, свободной от коммунизма и фашизма". Каждый год в июне РПЦЗ молитвенно вспоминает трагедию в австрийском Линце, где английские оккупационные власти выдали Сталину на верную смерть несколько десятков тысяч казаков, сражавшихся в последние месяцы войны на стороне Германии. Очевидцы той драмы вспоминают, как выдача началась прямо во время прощальной литургии, которую не дал окончить Смерш. Многие казаки попытались броситься в пропасть, чтобы не достаться коммунистам, а первые выстрелы послышались из советской оккупационной зоны уже через несколько минут после выдачи. Интересно, что тогдашний глава РПЦЗ митрополит Анастасий благословил отпевать казаков, формально покончивших жизнь самоубийством, не желая попасть в руки красных. "Их действия, - писал он, - ближе к подвигу святой Пелагии Антиохийской, выбросившейся из высокой башни, чтобы избежать поругания".

В русской православной среде жива память о том, что "церкви стали открывать немцы" на оккупированных территориях Советского Союза. В церковно-исторической литературе отмечается, что к началу Второй мировой войны на территории Советского Союза оставалось лишь немногим более ста легальных храмов. В первые же месяцы войны на оккупированных территориях возобновились службы в четырех тысячах церквей. Даже после окончания войны, в разгар которой Сталин восстановил Московскую патриархию, наблюдалась резкая диспропорция между числом храмов на бывших оккупированных территориях и в остальной части страны.

Разумеется, лишь очень небольшая часть храмов на оккупированных территориях признавала Московскую патриархию во главе со сталинским митрополитом Сергием (Страгородским). Подавляющее большинство приходов подчинялось вновь созданным Украинской и Белорусской Церквам, а многие окормлялись духовенством Катакомбной (Истинно-Православной) Церкви, чудом уцелевшим в подполье в эпоху репрессий конца 30-х годов. В Катакомбной Церкви уцелело предание о схимонахе Леонтии (Мымрикове), который благословлял истинно-православных христиан на войну против коммунистов. Они сражались без оглядки на немцев - например, при обороне Бреслау, уже после 9 мая 1945 года, прижатые к Балтийскому побережью русские отряды шли в бой во главе со своими священниками. Когда по ним стали стрелять из катюш зарядами с жидкостью для огнеметов, русские обмазывались глиной и, пылая огнем, продолжали поливать из пулеметов большевиков, пока не падали обугленными.

"Святый праведный Иосифе..."

Однако в последние годы церковное предание о возрождении церковной жизни под немцами активно вытесняется новой мифологией, которую сами ее создатели окрестили "православным сталинизмом". Наиболее радикальные последователи этого учения, объединившиеся вокруг газеты "Жизнь вечная", добиваются церковной канонизации Сталина, распространяют его иконы. Усилиями "православных сталинистов" в среде мирян РПЦ распространяется убеждение о том, что во время войны Сталин тайно ездил молиться в один из московских храмов, завел себе старца-духовника, а перед смертью причастился и даже принял схиму. Существует поверье, будто Сталин стал тайным епископом Московской патриархии.

В более мягких формах эта мифология представлена в сборниках типа "Россия перед Вторым Пришествием" или новонаписанных "житиях святых" советской эпохи - например, блаженной Матроны Московской (Матренушки). Здесь утверждается, что вокруг Москвы и Ленинграда по приказу советского командования постоянно совершались крестные ходы на самолетах, а в штабах фронтов и армий находились чудотворные иконы. Блаженная Матрона в фальсифицированных житиях предстает ярой сталинистской, "простившей" вождю кровь миллионов православных мучеников, усердно молившейся за его победу и называвшей его "праведником".

Если еще несколько лет назад "красное духовенство" было в РПЦ явлением маргинальным и порицаемым, то сейчас оно в почете. Во время парада 9 мая на Красной площади среди ветеранов можно было увидеть сравнительно молодое лицо игумена Киприана, ряса которого была увешена крестами и пятиконечными звездами. Затихли разговоры о наложении канонических крещений на о. Николая Пичужкина, активного участника митингов и шествий "Трудовой России", на которые почтенный батюшка является с портретом "богоданного вождя Иосифа".

Известный "альтернативный" (то есть не подчиняющийся Московской патриархии) священник Москвы - о. Михаил Ардов - призвал свою паству дистанцироваться от "всенародных торжеств". По его словам, "один тиран победил другого тирана. Сталин, убийца миллионов, при этом миллионов своих соотечественников, победил другого тирана, немецкого, безумного, гораздо менее умного и хитрого, чем Сталин, - Гитлера. И в результате этого половина Европы попала под власть большевиков. И наш народ остался под властью все тех же безнравственных и безбожных правителей. Цена этой победы была несоразмерно высока, потому что Сталин и его приспешники не жалели людей никогда..."

Символический ряд на яйце

На Пасхальной вечерне в храме Христа Спасителя духовенство преподнесло патриарху Алексию II огромное красное яйцо, на котором, помимо традиционного "Христос воскресе", была изображена георгиевская лента с цифрами "60" и храм на поле Куликовом. Яйцо это расставляет главные символические акценты нынешнего церковного года в РПЦ: Пасха в обрамлении георгиевских лент и поле русской славы (в этом году исполняется 625 лет Куликовской битве). История "святой Руси" плавно переходит в историю России советской, революция становится не более чем досадным недоразумением, а Пасха - национальным праздником, ценность которого - в совпадении с Днем Победы советского народа над немецко-фашистскими захватчиками. Патриарх возлагает традиционный венок к Вечному огню, вырывающемуся из-под земли сквозь пятиконечную звезду, и чествует "ветерана" Лукашенко. Ни к чему конфронтация, "да будут все едино": Россия царская и советская, демократия и авторитаризм, пятиконечная звезда и крест.

Нынешняя российская власть нуждается в таком идейном синкретизме - она ищет свою опору не в избирателях со зрелыми политическими взглядами, а в инфантильной народной массе, добровольно поклоняющейся "батюшке-царю" и стремящейся укрыться от собственной социальной ответственности под крылышком патерналистского и всемогущего "государства".

"Московские новости"