Девятый Суздальский Епархиальный Съезд состоялся в Суздале
(Суздальские епархиальные ведомости – Вертоградъ, Суздаль)IX Съезд духовенства, монашествующих и мирян Суздальской Епархии РПАЦ состоялся в Суздале 3-4 сентября после почти пятилетнего перерыва.
Съезд начался утром 3 сентября с особого молебна Спасителю, Божией Матери и Новомученикам Российским, совершенного в Цареконстантиновском кафедральном соборе Преосвященным Епископом Амвросием и собором духовенства. На Съезд прибыло 26 клириков и около 20 мирян из разных епархий Российской Церкви, а также 7 архиереев РПАЦ.
Митрополит Суздальский и Владимирский Валентин открыл Съезд вступительным словом. Он сказал, что целью проведения Съезда является в первую очередь литургическая молитва и евхаристическое общение чад Российской Церкви, а также совместное обсуждение насущных епархиальных и приходских дел, разрешение различных вопросов и проблем, с которыми сталкивается духовенство в приходском служении. Владыка подчеркнул, что на Съезде не предполагается рассматривать вопросы канонического и догматического характера, в частности обсуждение последних постановлений Архиерейского Синода и епархиальной власти, касающихся "дела игумена Григория (Лурье)".
Митрополит Валентин зачитал свой доклад о жизни Суздальской Епархии РПАЦ за последние пять лет. Он отметил, что в известном судебном преследовании Первоиерарха РПАЦ и кампании очернения Церкви "диавол стремился вообще уничтожить Российскую Церковь и ее Первоиерарха. Прошедшее гонение показывает, что все чада Церкви, особенно пастыри, не должны предаваться дремоте, а должны стремиться содержать в чистоте свою веру и свою совесть, чтобы избежать ловушек врага нашего спасения". В настоящее время он “старается ввергнуть нашу Церковь в бездну клеветы, нестроений, ереси”. Это, по словам Владыки Первоиерарха, служит признаком того, что мы идем по правому пути, пути истины.
“Истинное Православие — это соблюдение правил Свв. Апостолов, Свв. Отцов и Соборов. На этом зиждется наша Церковь. Все должны соблюдать святые каноны, — подчеркнул Первоиерарх. - Например, если кто не поминает своего Митрополита, или благословляет так делать — да будет извержен, по правилам. И если наш Синод не извергает из сана таких клириков, то благодать Божия от него отступает”.
В ходе обсуждения Владыка Митрополит сделал несколько дисциплинарных замечаний, в частности заметил, что клирики не имеют права допускать до служения в своих приходах никого из клириков и архиереев без отпускных грамот или разрешения своего епархиального архиерея.
На вопрос о том, какое общение можно иметь с клириками РИПЦ ("лазаревской ветви" РПЦЗ(В)), Митрополит Валентин отметил, что у Российской Церкви официально не установлено общение с этой Церковью, поэтому общение может быть лишь бытовое. Касаясь отношения РПАЦ к различным группам, образовавшимся в процессе распада РПЦЗ, Владыка сказал, что на сегодня нет четко определенной позиции Архиерейского Синода РПАЦ по отношению к этим юрисдикциям. Причины разделений между этими Церквами и РПАЦ лежат в основном не в области вероучения, а кроются в личных амбициях иерархов. “Я противник личных амбиций”, — отметил Митрополит. Преосвященный Епископ Амвросий заметил, что новый глава РИПЦ архиепископ Омский и Сибирский Тихон крайне отрицательно выразился о Российской Православной Церкви, назвав ее в своем Окружном послании “порождением МП”. Архиепископ Феодор со своей стороны подчеркнул, что позиции Синодов митрополита Виталия и архиепископа Тихона противоречивы: “Эти люди сначала борются за одно единство, затем за другое. Митр. Виталий соболезнует смерти архиепископа Лазаря, а епископ Виктор (Пивоваров) клеймит РИПЦ “расколом”.
По предложению благочинного церквей Суздальского округа прот. Аркадия Маковецкого и с благословения Митрополита Валентина Съезд избрал нового духовника Суздальской епархии. Им стал насельник суздальского монастыря Новомучеников Российских игумен Симон (Корецкий). Ранее духовником был Архиепископ Антоний Яранский и Вятский, которому в связи с преклонным возрастом стало трудно исполнять это послушание.
В заключение Преосвященный Епископ Амвросий зачитал свой доклад “О некоторых распространенных ошибках при совершении богослужений”, вызвавший обсуждение и дискуссию.
Утром 4 сентября было совершено соборное служение Божественной Литургии, которую совершили Митрополит Суздальский и Владимирский Валентин, Архиепископ Борисовский и Отрадненский Феодор, Архиепископ Сухумский и Абхазский Серафим, Архиепископ Яранский и Вятский Антоний, Епископ Оренбургский и Курганский Тимофей, Епископ Тульский и Брянский Иринарх, Епископ Амвросий в сослужении сонма духовенства (24 священника и два диакона). После чтения Евангелия Преосвященный Амвросий сказал проповедь, в которой подчеркнул важность для Российской Церкви подвига Новомучеников Российских, своей кровью сохранивших Российскую Церковь в годы воинствующего безбожия. “Там, где истина Божия, там страдание, там тюрьма и ссылка, там муки и смерть, но там и благодать Божия. Не у сергиан, предавших новомучеников на смерть, не у лживых иерархов — “спасателей” Московской патриархии, а в катакомбах гонимой Церкви была благодать Божия, — подчеркнул Преосвященный Амвросий. - Это надо помнить всегда”.
После трапезы состоялось второе заседание Съезда. Митрополит Валентин напомнил участникам Съезда, что 8 октября нынешнего года исполняется 10 лет со дня кончины приснопамятного Епископа Григория (Граббе). “Владыка Григорий, — сказал Митрополит Валентин, — единственный, можно сказать, кто занимал до конца бескомпромиссную позицию по отношению к МП, и он старался использовать все возможности, чтобы сохранить РПЦЗ в исповедании Истинного Православия. Лишь после смерти св. Митрополита Филарета, когда владыка Григорий понял, что его борьба обречена на неуспех, он сказал: “Надежда рухнула, здесь, заграницей, ничего не получается. Давайте делать в России. Вы должны продолжить исповеднический путь Первоиерархов РПЦЗ Антония, Анастасия и Филарета. Зарубежная Церковь на исходе”. Затем Архиепископ Феодор зачитал доклад дочери приснопамятного Епископа Григория А.Г. Шатиловой, посвященный жизни и деятельности ее отца.
Участники Съезда продолжили обсуждение некоторых вопросов: издание общецерковного календаря, чиноприем из сообществ “мирового православия”, вопросы богослужения, издательской деятельности и др.
<< Home