воскресенье, мая 01, 2005

Пасхальное послание Митрополита Валентина, Первоиерарха РПАЦ

ВОЗЛЮБЛЕННЫМ СОБРАТЬЯМ-АРХИПАСТЫРЯМ, БЛАГОГОВЕЙНЫМ КЛИРИКАМ И МОНАШЕСТВУЮЩИМ, ВСЕЙ БОГОЛЮБЕЗНОЙ ПАСТВЕ РОССИЙСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Возлюбленные Архипастыри, пастыри, братия и сестры,
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

“Смерти празднуем умерщвление... иного жития вечного начало...”
(Канон Пасхе)

В эту светозарную пасхальную ночь, достигли мы “исполнения времен”. Проходят века, сменяются поколения, вихрем проносятся стихийные бедствия и исторические потрясения, оставляя после себя разрушения, слёзы и смерть, но светлый праздник Воскресения Христа остаётся извечно живым. Почти две тысячи лет минуло с того момента, когда совершилось это центральное, ключевое Событие человеческой истории. Мир стал совсем другим, зло и неправда в нем лишь умножились. Но никогда не устареет в нем, не перестанет быть актуальной, Благая Весть о том, что Господь наш попрал смерть и зло, воскресил “всероднаго Адама” и, вместе с ним, нашим общим предком и родоначальником, даровал жизнь вечную, блаженную, всем нам.

Плотской человек страдает и умирает потому, что его телесная природа, вследствие греха, утратила жизненную силу. Сама наша материальная природа, в ее нынешнем виде, есть результат грехопадения Адама. “Кожные ризы грех мне истка”, — говорится в одном из молитвословий Постной Триоди. А то, что есть плод греха, не может иметь источником своего бытия Бога, а потому и обречено на смерть. Бог — Единственный Источник жизни, бытия, поэтому все, что непричастно этому Источнику, обречено на смерть и небытие; все, что вне Бога, рано или поздно прекратит свое призрачное, иллюзорное существование. Господь так сказал о нашем временном, грубо материальном теле: “Земля еси, и в землю отыдеши” (ср. Быт. 3: 19).

Но не для этого создал Бог человека. Господь, как Он Сам говорит нам в Своем Откровении, создал человека для того, чтобы разделить с ним радость и блаженство Своей Божественной Жизни. По слову святителя Григория Богослова, “Бог стал Человеком для того, чтобы человек стал Богом”. Торжество Пасхи, начало которого символизирует переоблачение храма и священнослужителей в светлые ризы на вечерне Великой Субботы, предвосхищают слова псалмопевца, обращенные к Новому Израилю, к Церкви Христа: “Рех, бози есте и сынове Вышняго вси вы” (Пс. 81:6). Эти слова и читаются за богослужением в момент переоблачения в пасхальные ризы.

Открывая нам Царство Небесное, делая нас участниками Своей Божественной Жизни, Своего неисчерпаемого совершенства и благости, Сам Господь вкушает высшую меру страданий, какая только возможна на земле. Вдумайтесь, дорогие мои: ради восстановления нашей падшей и разложившейся природы - падшей не по воле Бога, а по собственному греховному произволению, —Господь распинается на Кресте и терпит позорную смерть. Путь к блаженству для всех нас лежит через безмерные Божественные страдания. Чтобы открыть рай для тех, кто согрешил, страшное наказание терпит Тот, Который “ни единаго зла сотворил” (Лк., 23:41). Неужели и этого недостаточно для того, чтобы растопить наши окаменевшие сердца, чтобы наполнить нас трепетной любовью и благодарностью к нашему Творцу и Искупителю?

В великом пророчестве Иезекииля о всеобщем воскресении из мертвых (Иез., гл. 37), которое читалось на вечерне Великой Субботы, говорится о том, что при Втором Пришествии Христовом все усопшие воскреснут в теле, дабы предстать на всеобщий Страшный Суд. Но то будет не нынешнее, грубо материальное, тленное тело. Наше тело по воскресении будет иметь тонкую, одухотворенную природу, оно не будет сковано физическими законами времени и пространства, оно не будет мешать нам видеть Бога “лицом к лицу”, чего в земной жизни удостаиваются только великие праведники. Это будет поистине тело “жизни будущаго века” — прославленное, нетленное, причастное Божественному бытию. Будем же подавлять и ограничивать свое нынешнее, земное тело с его суетными и временными потребностями, дабы души наши сделались готовыми для того, чтобы по всеобщем воскресении достойно получить новые, нетленные тела.

Счастье жизни будущаго века Господь дает нам даром, по Своей благодати. Прообразом этого счастья служит Пасхальная радость, которую Господь также дает нам даром, в эту светоносную ночь. Чем глубже и тоньше ощущаем мы эту радость, чем дольше она пребывает в нас, тем больше готова наша душа к встрече с Богом. “Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое” (Пс, 56:8), — восклицал в таком благодатном состоянии царь и пророк Давид. Эту радость, как залог будущего блаженства, надо бережно хранить, ограждаясь от греха и творя добрые дела, сохраняя язык свой от празднословия, а ум и сердце наполняя непрестанной молитвой.

Истинную Пасхальную радость неспособны омрачить никакие злые земные обстояния. Но мы имеем христианский долг любви вспомнить в этот торжественный момент и о тех наших собратьях, которые испытывают сейчас нужду и гонение за Имя Христово. Почти 90 лет прошло с того страшного дня, когда обрушились на Церковь Российскую невиданные доселе в истории христианства гонения безбожников. Все это время мы не перестаем молиться “о всех гонимых и страждущих за Святую Веру Православную”, а моление о Святейшем Патриархе, Престол которого пустует с 1925 года, заменяем поминовением “Православного епископства Гонимыя Церкве Российския”.

И сегодня такие молитвы — не дань традиции. Гонения и страдания за Святую Веру Православную — реальность нашего времени в России и некоторых других странах. Эти гонения продолжаются, несмотря на то, что официальная власть заявляет о “духовном возрождении” народа, финансирует строительство храмов и всячески поддерживает так называемую Московскую патриархию, созданную в самый разгар безбожия, в 1943 году. И чем большая поддержка оказывается этой приближенной к власти, но удалившейся от Истинного Православия организации, тем меньше остается подлинной свободы совести и равенства верующих перед законом, тем сильнее притесняется наша, Истинно-Православная, Церковь Христова.

Давайте, возлюбленные, сугубо помолимся о наших Архипастырях, которым всячески препятствуют в регистрации Епархий, что, в свою очередь, ведет к отказу в регистрации монастырей и приходов. Давайте помолимся о боголюбивой пастве нашего престольного града Суздаля, которую уже много лет лишают возможности юридически закрепить свои права на недавно построенные храм Святых Новомучеников и Исповедников Российских и часовню на Знаменском кладбище. Помолимся и о наших великих святынях — храме первомученика архидиакона Стефана в древнем селе Кидекша, храме святого Иоанна Предтечи в селе Павловском, храме святой равноапостольной Ольги в городе Железноводске и о многих других, которые либо уже осквернены еретиками, либо подвергаются опасности такого осквернения. Молитвенно вспомним в эту ночь наших скорбящих братий в Оренбургской, Челябинской, Брянской, Тверской областях, в Латвии и других регионах, где продолжаются гонения на Истинное Православие.

Будем помнить, что на нас, как на чадах Истинной Церкви, на малом стаде, которое не отступило от Истины, несмотря на почти полное свое физическое уничтожение за 80 лет воинствующего безбожия, лежит особая ответственность. Своей добродетельной жизнью, своей ревностью о непоколебимом исполнении заповедей Божиих мы должны явить миру красоту и правду Истинного Православия, чтобы люди, видя наши добрые дела, прославили Отца нашего Небесного (ср. Мф. 5:16).

Возлюбленные о Воскресшем Христе Иисусе!

От всего сердца приветствую всех вас и еще раз поздравляю со светоносным днём радости Воскресения Христова! Да благословит Воскресший Господь всех нас и да подаст “радость велию” каждой семье, помнящей и славящей Воскресшего!

Молитвенно желаю, чтобы Пасхальная радость пребывала с вами во все дни жизни вашей! Аминь.

С премногою радостью и любовью
Смиренный ВАЛЕНТИН, Митрополит Суздальский и Владимирский.
Пасха Христова, 2005 год. град Суздаль