суббота, сентября 17, 2005

Заседание Архиерейского Синода РПАЦ

Суздаль, 5 сентября 2005 года
(Вертоградъ)


В очередном заседании Архиерейского Синода РПАЦ, которое состоялось 5 сентября в Суздале, приняли участие председатель Синода Митрополит Суздальский и Владимирский Валентин, управляющий делами Синода Архиепископ Борисовский и Отрадненский Феодор, Архиепископ Сухумский и Абхазский Серафим, Архиепископ Яранский и Вятский Антоний, Епископ Тульский и Брянский Иринарх, Епископ Оренбургский и Курганский Тимофей и Епископ Амвросий.

Практически целиком заседание Синода было посвящено разбору "дела игумена Григория (Лурье)", бывшего настоятеля Свято-Елисаветинского храма в Санкт-Петербурге. Митрополит Валентин сообщил, что в Интернете усилилась полемика, спровоцированная "группой сторонников учения схииеромонаха Антония (Булатовича)", к числу которых Первоиерарх РПАЦ отнес игуменов Григория (Лурье) и Феофана (Арескина), референта Архиерейского Синода; инокиню Марфу (Сенину), Александра Солдатова и Ольгу Митренину. При этом не было приведено конкретных фактов публикаций и полемики в Интернете. Митрополит Валентин солидаризовался с суждением по поводу "имяславия", высказанным Святейшим Правительствующим Синодом Российской Церкви в 1913 году, а также заявил, будто Поместный Собор Российской Церкви 1917-18 гг. "вынес осуждение по данному вопросу", которое подтвердил Святейший Патриарх Тихон. Взгляды иеросхимонаха Антония (Булатовича) Митрополит Валентин назвал "заблуждениями" и заявил, что в 2001 году РПАЦ присоединилась к прежним осуждениям его учения, в то время как фактически Архиерейский Синод РПАЦ запретил в 2001 году полемику по поводу этого учения вплоть до Поместного Собора Российской Церкви.

Первоиерарх РПАЦ подверг богословской критике учение иеросхимонаха Антония (Булатовича), которое он назвал "продолжением ереси евномианства". В своем выступлении Митрополит Валентин неоднократно отождествлял "имябожников" и "имяславцев", утверждая, что те и другие были подвергнуты одинаковым прещениям дореволюционной церковной власти. "В Московской патриархии, известной своей экуменической политикой оправдания всех ересей, - заявил Митрополит Валентин, - раздаются голоса против этой ереси. Убедительные аргументы против “имябожия” и “имяславия” приведены в газете "Русский вестник".

По словам Митрополита Валентина, игумен Григорий демонстрировал непослушание Архиерейскому Синоду и своему правящему архиерею, однако Первоиерарх не уточнил, в чем именно состояла эта демонстрация. За прошедшие полтора месяца, сообщил Первоиерарх РПАЦ, в Синодальную канцелярию поступило "несколько десятков" писем, в том числе 16 - в поддержку игумена Григория.

Участники заседания Архиерейского Синода приняли активное участие в обсуждении предложенной Митрополитом Валентином темы. Архиепископ Серафим призвал всех "имябожников" извергнуть из священного сана и отлучить от Церкви, а Архиепископ Феодор зачитал протокол Архиерейского Синода от 18 ноября 2002 году. В этом протоколе записаны слова Архиепископа Антония (который, впрочем, присутствовал и на нынешнем заседании) с требованием запретить "имябожников" в священнослужении. Пребывающий на покое епископ (бывший Хабаровский) Амвросий назвал деятельность игумена Григория "антицерковной" и направленной на то, чтобы "взорвать РПАЦ изнутри". Епископ Иларион в своем рапорте Архиерейскому Синоду вновь сосредотачивает внимание на выражении, которое некогда прозвучало на одном из интернет-форумов, где шла речь о равном достоинстве всех проявлений человеческой природы Христа - например, слез и мочи. Несмотря на покаяние игумена Григория в употреблении слова "моча", официально принятое Архиерейским Синодом, Епископ Иларион призывает анафематствовать "подобных "православных христиан" и обещает Архиерейскому Синоду свою поддержку в случае, если такие выражения прозвучат вновь. Епископ Геронтий, не указывая на какие-либо факты и документы, пишет Архиерейскому Синоду, что "все и так ясно" - игумен Григорий "внедрен в нашу Церковь как провокатор". Он призывает анафематствовать его и "его сателлитов", чтобы не "ославить Митрополита Валентина на весь мир".

Архимандрит Иаков (Антонов) обвинил игумена Григория в "революционной деятельности", протоиерей Николай Кобычев - в "упорной вредоносной деятельности", а священник Алексий Лебедев дал понять, что о. Григорий причастен к "судебным преследованиям нашей Церкви".

Архиерейский Синод рассмотрел и письма в защиту игумена Григория, однако, со ссылкой на 73-е правило Карфагенского Собора, запретил защищать осужденного клирика, пригрозив "денежным взысканием или лишением чести". Митрополит Валентин также обвинил игумена Григория в том, что именно он "организовывал “протесты” против Архиерейского Синода и Митрополита". Не приведя фактов причастности игумена Григория к этим протестам, Митрополит Валентин упомянул 55-е Апостольское правило - об извержении клирика за "досаждение" епископу. Также, без каких бы то ни было фактов, Митрополит Валентин обвинил игумена Григория в том, что тот "нанимал" клирика МП для совершения богослужений и треб в храме РПАЦ в Санкт-Петербурге. Кроме того, Первоиерарх РПАЦ обвинил игумена Григория в "иконоборческой ереси", "будировании масс верующих", "муссировании ереси", стремлении "развалить РПАЦ". После выступления Митрополита Валентина, без какой-либо судебной процедуры, Архиерейский Синод РПАЦ постановил: "Снять сан с запрещенного игумена Григория (Лурье)".
По инициативе Митрополита Валентина, Архиерейский Синод отлучил от причастия сроком на один год и "запретил ношение иноческих одежд" инокине Марфе (Сениной) за защиту запрещенного клирика и "составление скопища" против Митрополита Валентина.

Прещению также подвергся референт Архиерейского Синода и ректор Суздальского Духовного училища игумен Феофан (Арескин) за прошение Синоду о том, чтобы Богословской комиссии при Синоде было поручено провести экспертное исследование "имяславческих споров". В этом прошении Синод усмотрел признаки исповедания игуменом Феофаном "ереси имябожия", состоящей в том, что звуки и буквы Имени Божия есть Бог. Архиерейский Синод постановил, что игумен Феофан "продолжает муссировать ересь “имябожничества” под любым предлогом" и подпадает под действие канонов о "составлении скопищ", "соумышлений" и обязывании других клятвою бороться против епископов. Синод вынес о. Феофану предупреждение о предстоящем запрещении в священнослужении.

Архиерейский Синод вновь обратился к духовенству и мирянам РПАЦ с просьбой "материально поддержать Суздальское Епархиальное Управление". В связи с 80-летием Преосвященный Епископ Смелянский Иларион был возведен в сан Архиепископа. Синод оставил без рассмотрения прошение Преосвященного Епископа Амвросия о назначении его на кафедру, "так как необходимо всесторонне обсудить и прозондировать почву".