пятница, ноября 17, 2006

Игумен Григорий (Лурье) прокомментировал очередные прещения, наложенные на него Митрополитом Валентином

(Портал-Credo.Ru – Вертоградъ, Санкт-Петербург)

Текст "указа № 31" за подписью Митрополита Суздальского и Владимирского Валентина (Русанцова) был распространен 11 ноября в Интернете диаконом Николаем Станошеком, а затем опубликован на сайте "Меч и трость", известном своим негативным отношением к Российской Православной Автономной Церкви (РПАЦ). В указе, в частности, говорится: "Ввиду того, что Василий Лурье (бывший иеромонах Григорий, принадлежащий к Российской Православной Автономной Церкви) продолжает свои кощунственные служения (по архиерейскому чину), отлучен от Российской Православной Автономной Церкви".

Не касаясь вопроса о подлинности этого указа, но отметив, что в нем содержатся грамматические и фактологические ошибки, а также не приведено каких-либо канонических оснований, игумен Григорий (Лурье) согласился прокомментировать текст документа "Порталу-Credo.Ru", учитывая "церковно-политический резонанс, который пытаются придать этому указу некоторые лица, настроенные, в основном, враждебно к РПАЦ".

О. Григорий напомнил, что он уже неоднократно и подробно разъяснял, почему решение сентябрьского заседания Синода РПАЦ 2005 г. о наказании его за "ересь" нельзя признавать законным. "Не было предпринято никакого расследования моего "дела", - отметил он, - мне не предоставили гарантированную канонами возможность объясниться, обвинители и судьи выступали в одном лице и, в конце концов, инкриминировали мне нелепое учение, которого я никогда не исповедовал и не придерживался. Сам осудивший меня орган - в составе постоянно проживающих в Суздале архиереев - является нелигитимным, поскольку его никто не избирал и даже не назначал, он не имеет постоянного состава и лишь подписывает принятые единолично Митрополитом Валентином решения". При этом настоятель прихода РПАЦ в Санкт-Петербурге заметил, что "дееспособность самого Митрополита Валентина как предстоятеля Церкви все чаще ставится под сомнение клириками и чадами РПАЦ, которые пока лишены "технической" возможности обсудить положение в Церкви соборно и канонически сформировать ее Священноначалие".

Также о. Григорий напомнил, что пока прещения в его адрес носили исключительно дисциплинарный характер (Митрополит Валентин, пусть и без четких оснований, запрещал его в служении как правящий архиерей), он подчинялся этим прещениям. "Когда же в этих прещениях появился "богословский" компонент, имеющий слишком абсурдный характер и лишь скрывающий их подлинные причины, - сказал собеседник Портала, - я вынужден был, подчиняясь требованиям канонического права, отвергнуть такие "прещения".

Игумен Григорий также категорически опроверг единственное приведенное в "указе № 31" основание для новых прещений в его адрес - "совершенно вымышленный факт служения по архиерейскому чину". Митрополит Валентин, как предположил о. Григорий, "вероятно, в силу слабого знакомства с церковным уставом и чинопоследованием Литургии св. апостола Иакова, решил, что я совершал богослужение по архиерейскому чину. Обряд поклонения с триплетенными свечами он принял за архиерейское осенение дикирием и трикирием".

"Как-то неубедительно даже для самих последователей Митрополита Валентина, - считает санкт-петербургский игумен, - выглядит наложение столь серьезных прещений как отлучение от Церкви единолично одним епископом, без Собора и без тщательного рассмотрения обвинений по существу".

В заключение игумен Григорий (Лурье) заявил: "Я как был, так и остаюсь верным клириком РПАЦ, которая переживает сейчас переходный предсоборный период. Действия же Митрополита Валентина, по мере того, как они становятся все более абсурдными и неканоничными, находят все меньше поддержки и понимания в самой РПАЦ, ускоряя тем самым процесс нормализации ее Высшего церковного управления, который, как я надеюсь, будет происходить в рамках более общего процесса объединения разрозненных частей Российской Церкви".