Брянская область: священники, присоединившиеся к РПАЦ, подвергаются травле со стороны ФСБ и МП
(Портал-Credo.Ru – Вертоградъ, Брянск)Давлению и клевете подвергаются клирики Российской Православной (Автономной) Церкви (РПАЦ) в Брянской области. В конце 2004 г. три священника - Михаил Дударев, Виктор Земляков и Олег Евсеев - покинули Брянскую епархию МП и перешли в Тульско-Брянскую епархию РПАЦ.
После того как о. Михаил Дударев подал прошение в Минюст о регистрации прихода РПАЦ, к нему в дом прибыл советник по делам религий при губернаторе Брянской области С.А. Гавриков. Он начал с того, что грубо обругал РПАЦ и ее Первоиерарха, затем заявил, что РПАЦ хотя и зарегистрирована, но находится "вне закона" и ее ликвидацией занимается ФСБ. Главным аргументом советника против РПАЦ было то, что, выйдя из РПЦ МП и перейдя в "раскольничью, американскую" Церковь, ее последователи встали в ряды тех, кто давно стремится развалить и расчленить Россию через развал Русской Церкви, кто работает на США и лично на З. Бжезинского. Гавриков стал угрожать, что если клирики не "одумаются", то ими займется ФСБ. "Вы не понимаете, против кого Вы пошли, — говорил уполномоченный. — Феофилакт вхож в президентские кабинеты, он вас задавит. Вы о детях своих подумайте" (у о. Михаила трое, а у о. Виктора четверо детей; Феофилакт – имя местного епископа МП). Гавриков также обещал "показать документы из ФСБ и старые судебные дела" против Митрополита Валентина.
После этой встречи регистрирующий орган не принял к регистрации типовой устав прихода, зарегистрированный во многих других регионах, а в местной прессе началась компания очернения и клеветы против РПАЦ и перешедших в нее клириков. По указанию епархиальной власти МП, районная газета Суражского района "Восход" опубликовала несколько статей, содержащих грубую клевету и оскорбления в адрес священников, Первоиерарха и РПАЦ в целом. Когда о. Михаил пришел в редакцию с требованием напечатать его ответ на эти грубые нападки, главный редактор Белявцева категорично заявила, что "единственная законная Церковь" — это Московская патриархия, поэтому газета будет поддерживать лишь ее.
Несколько раз к священникам, перешедшим в РПАЦ, приходили клирики и миряне МП с предложением вернуться в "мать-церковь" и обещанием наград — золотого креста и протоиерейства. Когда это не подействовало, священники МП и сам епископ Феофилакт стали произносить проповеди с амвонов о "раскольниках" и их "американских хозяевах - врагах России", утверждая, что “ушедшие” священники лишены сана и прокляты. За усердие в распространении этой клеветы настоятель храма в районном центре Сураж даже получил протоиерейство. "Брянские епархиальные ведомости" напечатали клеветнические статьи против РПАЦ. Настоятель мужского Свенского монастыря архимандрит Никодим разослал в местные СМИ для публикации специальное письмо.
Сильнейшее давление было оказано на главу районной администрации Коноваленко В.Н., чтобы он отступил от беспристрастного подхода и стал участвовать в кампании травли неугодных МП клириков.
Тем временем отдел юстиции многократно возвращал устав, требуя внести исправления, вставить точки и запятые. Все это время священники были вынуждены ездить в Брянск за 200 км, тратя свои время и деньги. Тем не менее, в апреле 2005 г. о. Михаилу удалось зарегистрировать свой Свято-Введенский приход в с. Далисицы. В целом регистрация обошлась общине в 7000 рублей — значительную сумму для гонимых христиан.
Советник губернатора области объявил "карантин" Суражского района как "раскольничьей зоны". Одновременно около 20 священников Брянской епархии МП были незаконно запрещены епископом Феофилактом в священнослужении лишь за то, что они не смогли оплатить ему вовремя установленную им денежную таксу. В Брянской епархии, как, впрочем, и в большинстве епархий МП, царит тотальная коррупция. Духовенство вынуждено жить по принципу: "Хочешь служить — плати, не заплатил — убирайся на все четыре стороны".
Ощутимую поддержку гонимым священникам оказала депутат областной думы Куренная С.А., трагически погибшая в феврале 2005 г. Когда Брянская епархия МП направила обращение в областную думу с требованием запретить регистрацию общин РПАЦ в Брянской области и сделать все для пресечения их деятельности, С.А. Куренная смогла разъяснить неправомерность и антиконституционность этого требования. Для этого ей пришлось выдержать трехчасовой разговор с советником губернатора по делам религий Гавриковым и двумя офицерами ФСБ.
В настоящее время в Брянской области находятся 6 общин РПАЦ, которые окормляют три священника.
<< Home