суббота, декабря 17, 2005

ОБЗОР ПРЕССЫ. Наш волнующийся церковный архипелаг

Газета “Наша страна” призывает тех, кто против унии с МП, объединиться под омофором первоиерарха РИПЦ архиепископа Тихона

Большинство приходов Зарубежной Церкви — против унии с МП. Вся Южная Америка против, подавляющее большинство в Австралии и Канаде — тоже против. В России, понятно, все против. Даже в Восточно-Американской епархии большинство настроено против унии. Вот только в Западно-Американской и Чикаго-Детройтской епархий большинство, вроде, за. Да и еще, конечно, в епархиях Марка и Амвросия большинство тоже за. Но тут надо уточнить, что на западном побережье США поддерживают унию скорее настоятели, но не всё духовенство и что от бывшей Западно-Европейской епархии РПЦЗ остались только обломки, так как епископа Амвросия (Кантакузена) большая часть этой епархии никогда не приняла и подавляющее число приходов давно ушло из под Лавровского Синода.

Все это, конечно, известно в Суздале и Мансонвилле, как и ясен тот факт, что у противников унии нет вождя. А следовательно, после Собора 2006 года, многие клирики и мiряне окажутся в растерянности, не зная, что им делать. И вот в Суздале (РПАЦ) и Мансонвилле (РПЦЗ-В) возникает мысль: “Как бы нам заполучить побольше таких приходов?”

Но и там и сям — неблагополучно. Ревнители чистоты православия чрезвычайно враждебно относятся друг ко другу, взаимно обвиняя в “неканоничности”. Суздальцы — все между собой переругались. А в Мансонвилле — лица окружающие нашего последнего законного Первоиерарха, Митрополита Виталия, сперва отсекли “киприанитов”, потом отсекли “лазаритов”, потом отсекли “варнавитов” (всё это безо всякого соборного обсуждения). Не за горами тот момент когда “отсекающие” — епископ Владимир и о. Вениамин Жуков — постараются отсечь и друг друга, обвиняя в отступлении от истины.

Если кому-нибудь покажется, что я преувеличиваю, пусть прочтет вывешенные на интернете статьи названных лиц, да еще и опусы “епископа” Виктора Пивоварова в придачу. И подумает: могли бы с такой грубостью выражаться, скажем, Митрополит Филарет, Архиепископ Антоний Женевский, Владыка Аверкий, о. Лев Лебедев или вообще любой пастырь РПЦЗ? Чего только стоят такие словосочетания Виктора Пивоварова и его окружения как “псевдоепископский лазаритский лжец” или “жидобес”. Кстати, сей “епископ”, ставленник о. Вениамина Жукова, публично заявляет, что всяк кто не принадлежит к его группировке является “строителем синагоги сатаны”.

Тут следует обратить внимание на разительный контраст такой терминологии с тоном епископа Истинно-Православной (Катакомбной) Церкви Дионисия (Алферова). Например, в статье “Только консолидация в единый фронт всех противников “нового курса” может обезпечить будущее Церкви” (“НС” 2776), в которой он, в частности, пишет: “Наш Синод почившего Архиепископа Лазаря готов к диалогу с другими группами, не допуская против них никаких враждебных действий, не заявляя претензии на исключительность”.

Такой же дух истинной христианской любви и абсолютной верности традициям Зарубежной Церкви чувствуется в недавнем Окружном Послании предстоятеля этой Церкви Архиепископа Тихона.

Да и обращение Митрополита Виталия в связи с кончиной Архиепископа Лазаря дышит лаской и любовью — в полном противоречии с обычными потоками осуждений, льющимися из Мансонвиля.

Возникает вопрос: почему документы Мансонвильского Синода настолько отличаются тоном от собственноручно написанных Митрополитом Виталием документов ? Ответ простой. Его озвучил ньюиоркский судья, разбиравший иск Лавровского Синода против Мансонвилля: “Совершенно очевидно, что он (Вл. Виталий) является пешкой в каком-то внутреннем церковном конфликте”. Нет никаких сомнений, что из-за немощи старца-Митрополита — в Мансонвилле им пользуются.

В упомянутой статье Владыка Дионисий говорит о возможном в будущем “диалоге на епископском уровне”. Но с кем? Уж точно не с Суздальским Синодом, который уже давно, задолго до его хиротонии, клеймит Епископа Дионисия как “лазарито-киприанистского крипто-экумениста”. И не с Мансонвильским Синодом в целом, отказывающимся от всякого диалога. Может быть с отдельными архиереями обоих Синодов, которым не по душе экстремизм своих собратьев? Такими, например, как епископ РПЦЗ(В) Сергий (Киндяков)?

Нужно подчеркнуть, что все те безобразия, которые творятся сейчас во всех Синодах — за исключением Синода Архиепископа Тихона, единственного оставшегося во всем верным традициям нашей Церкви —совершенно чужды рядовым мiрянам. Я лично знаю многих людей, которые находятся под Мансонвильским Синодом не потому что им по душе его экстремизм, а из личной верности Митрополиту Виталию. И таких людей, не одобряющих поведение Синода РПЦЗ(В) — подавляющее большинство.

Причем в РПЦЗ(Л) — та же ситуация: несомненное большинство клириков и мiрян не разделяет пагубные стремления архиереев.

В этом великая трагедия Зарубежной Церкви: все эти расколы учинили сверху архиереи и малая кучка совпатриотически настроенных священников. Ну, и Служба Внешней Разведки РФ…

Нам, простым мiрянам, нужно отозваться на призыв Владыки Дионисия и всем вместе постараться найти выход из кризиса.

П. Бондаренко
“Наша Страна”, N 2782
22 октября 2005 г.