понедельник, сентября 25, 2006

СКОНЧАЛСЯ ПЕРВОИЕРАРХ РПЦЗ(В) МИТРОПОЛИТ ВИТАЛИЙ

(Портал-Credo.Ru – Вертоградъ, Мансонвилль \Канада\)

25 сентября на 97-м году жизни в Канаде скончался Первоиерарх РПЦЗ(В) Митрополит Виталий (Устинов). По неофициальным сведениям, кончина последовала примерно в 19.30 по московскому времени в больнице канадского городка Магог недалеко от Спасо-Преображенского скита в Мансонвилле, где находилась резиденция Первоиерарха.

По сообщения из окружения Митрополита Виталия, состояние его здоровья резко ухудшилось на прошлой неделе, и он был госпитализирован. В течение последних шести лет Митрополит Виталий испытывал различные недомогания и, в частности, не мог самостоятельно совершать богослужения. За два месяца до его кончины в РПЦЗ(В) произошел новый раскол, однако имя Митрополита Виталия как Первоиерарха возносилось в трех независимых друг от друга церковных юрисдикциях.

Митрополит Виталий, в миру - Ростислав Петрович Устинов, родился в Санкт-Петербурге 18 марта 1910 года в семье морского офицера Петра Устинова и Лидии Андреевны, урожденной Стопчанской, дочери жандармского генерала, служившаго на Кавказе.

В 1920 году, во время Гражданской войны в России, Ростислав Устинов с семьей переехал в Крым и был определен в кадетский корпус, основанный генералом Врангелем. В конце года корпус эвакуировали в Константинополь (Стамбул), а затем - в Югославию (при эвакуации корпус насчитывал 650 кадетов).

В 1923 году мать будущего Первоиерарха вызвала своего сына в Константинополь, откуда с ним переехала в Париж, где поместила его во Французский колледж имени святого Людовика в городе Ле Ман. По окончании коллежа Ростислав проживал с матерью в Каннах.

В 1934 году Ростислав Петрович Устинов был призван отбывать воинскую повинность и был зачислен в 9-й кирасирский (конный) полк. Дослужившись до чина бригадира, он отказался продолжить военную карьеру в качестве офицера и решил, покинув мир, поступить в монастырь.

В 1938 году он поступил в монастырь преподобнаго Иова Почаевскаго в Ладомировой на Карпатах (тогда - территория Чехо-Словакии). В 1939 году трудник Ростислав был пострижен в рясофор с именем Виталия, а через год - в малую схиму.

В 1941 году в городе Братиславе о. Виталий был рукоположен архиепископом Серафимом (Ляде) Берлинским и Германским в сан иеромонаха с поручением ему, оставаясь насельником монастыря, окормлять два села у границы Чехо-Словакии с Польшей.

Вторая мировая война принудила монашеское братство покинуть Ладомирову и отправиться в эвакуацию в Германию. Иеромонах Виталий оказался в Берлине, где вместе с архимандритом Нафанаилом (Львовым) развил широкую миссионерскую деятельность в среде русских беженцев и военнопленных. Новое наступление красных заставило оо. Нафанаила и Виталия обосноваться в северной части Германии, в Гамбурге, где они сосредоточились на спасении тысяч беженцев от принудительной репатриации в СССР.

Обосновавшись в Гамбурге, игумен Виталий занялся устройством церковной жизни при лагере Фишбек. Там сразу же была основана барачная церковь с ежедневным кругом богослужений, курсы псаломщиков и даже годовой курс богословских наук для 12 юношей. Одновременно с этим игумен Виталий собрал там и небольшую монашескую братию, а также основал типографию, которая стала печатать для всех лагерных церквей Германии "Великие сборники" (краткие своды основных богослужений), молитвословы и периодические "Почаевские листки".

С 1947-го по 1951 гг. архимандрит Виталий пробыл на посту настоятеля лондонского прихода РПЦЗ, где поочередно служил в одном храме с будущим митрополитом РПЦ МП Антонием (Блумом). 12 июля 1951 года, в день св. апостолов Петра и Павла, о. Виталий был рукоположен в сан Сан-Паульского, викария Бразильской епархии. Там молодой епископ открыл свою типографию и устроил небольшой приют для мальчиков, которые обучались богослужебному кругу.

В 1955 году епископ Виталий со своей братией был переведен в Эдмонтон в Канаду. В 75 милях от города он устроил Свято-Успенский скит. Будучи вскоре назначен правящим епископом Монреальским и Канадским, владыка Виталий устроил монашеский скит в Мансонвилле.

В Монреале епископ Виталий приобрел и благолепно обустроил крупный по размерам собор. Прекрасный дом его монастырского подворья и резиденции находится недалеко от собора. В этом подворье также была устроена типография, выпускавшая богослужебную, вероучительную, церковно-историческую литературу и периодическое издание "Православный вестник".

Сделанный им в 1967 году доклад Архиерейскому Собору об экуменизме никогда не оставлял сомнений в том, что архиепископ Виталий непримиримо настроен по отношению к "официальному православию".

Кончина Первоиерарха РПЦЗ Митрополита Филарета в 1985 г. вызвала необходимость экстренного Архиерейского Собора - как для избрания нового первосвятителя, так и для обсуждения духовно-административных вопросов. 9/22 января 1986 года, в день памяти священномученика Филиппа, Митрополита Московскаго и всея Руси, Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви был избран архиепископ Монреальский и Канадский Виталий. Став Митрополитом Восточно-Американский и Нью-Йоркским, он сохранил за собой и управление Канадской епархией.

Настолование нового Митрополита было совершено 25 января по окончании Всенощного бдения. В слове приветствия, с которым обратился к новому первоиерарху архиепископ Женевский и Западно-Европейский Антоний (Бартошевич), в частности, говорилось: "Мой долг приветствовать Тебя от имени нашего епископата. Ты сам, Владыко святый, должен был заметить, как после смерти блаженнопочившаго святителя нашего Митрополита Филарета епископат как бы возродился, почувствовал новые силы, уверенность в своих действиях и объединился вокруг Тебя".

Курс РПЦЗ при Митрополите Виталии отличался внутренней противоречивостью. В первые годы первосвятительства его критиковали за фактическое упразднение Синодальной канцелярии, в течение 55 лет возглавлявшейся епископом Григорием (Граббе), а также за "Бостонский раскол" и ухудшений отношений РПЦЗ с греками-старостильниками. После 1990 года, когда Архиерейский Собор РПЦЗ под председательством Митрополита Виталия принял решение о легализации канонических структур этой Церкви в России и принятии под свой омофор раскаявшихся клириков РПЦ МП на постсоветском пространстве, ряд противоречивых указаний и назначений, сделанных Митрополитом Виталием, привели к расколам РПЦЗ в России и к фактическому замораживанию процесса "церковного строительства на родине". С середины 1990-х годов все отчетливее проявлялась старческая немощь Митрополита Виталия, прежде всего - в нарушениях функции памяти, а параллельно с этим в епископате РПЦЗ набирала сила группа сторонников вхождения в РПЦ МП, разочарованная попытками создания канонических структур РПЦЗ в России. Тем не менее, Митрополит Виталий продолжал оказывать консервативное влияние на Архиерейский Собор и до конца своих дней оставался категорическим противником "воссоединения".



После травмы в 2000 году Митрополит Виталий фактически отошел от дел, а в июле 2001 года передал свои полномочия заместителю, архиепископу Лавру. В октябре того же года Архиерейский Собор РПЦЗ избрал Лавра новым Первоиерархом, однако, под давлением окружения, Митрополит Виталий не признал этого избрания, удалился в свой скит в Мансонвилле и, при участии епископа Варнавы (Прокофьева), положил начало РПЦЗ(В). Обстоятельства отъезда Митрополита Виталия из Нью-Йорка, а также попытки нового руководства РПЦЗ(Л) получить над ним контроль, сопровождались физическим насилием над старцем, что вызвало сочувствие к нему многих клириков и мирян РПЦЗ. В первый период существования РПЦЗ(В) ею фактически управляли секретарь епископа Варнавы прот. Вениамин Жуков и многолетний секретарь самого Митрополита Виталия Людмила Роснянская. По мере роста епископата РПЦЗ(В) в нем появились разные группы влияния, что и привело к расколу в июле 2006 года. Помимо двух "ветвей" РПЦЗ(В), Митрополита Виталия номинально признавала своим Первоиерархом действующая в России и Украине РИПЦ, обособившаяся в 2002 году.

Последние годы своей жизни старец-Митрополит почти безвыездно провел в Спасо-Преображенском скиту в Мансонвилле, где ходил на службы и принимал гостей. Иногда он произносил простые поучения о молитве, делился воспоминаниями. Постоянной квалифицированной медицинской помощи ему не оказывалось, несмотря на что он до последних дней сохранял бодрость.