понедельник, июня 02, 2008

Единство должно быть основано на истине и исторических событиях. Интервью с епископом РИПЦ в США Стефаном (Сабельником)

Вопрос: Расскажите нам коротко о себе.

Ответ: Я родился в 1947 г. у благочестивых православных родителей в Германии. В 1950 году мои родители привезли семью в Америку и в 1954 г. мы обосновались в Джорданвилле. Я учился в семинарии РПЦЗ с 1967 по 1971 гг. Я закончил ее со степенью бакалавра богословия.

В 1975 г. я был рукоположен во священника епископом РПЦЗ Лавром. В 1975 г. я был назначен архиепископом Никоном (Рклицким) настоятелем церкви Вознесения в Трентоне (Нью-Йорк), которая в настоящий момент является моим кафедральным собором.

Когда уния между РПЦ МП и РПЦЗ(Л) стала очевидна, когда в декабре 2006 г. Синод РПЦЗ издал резолюцию об объединении с РПЦ МП, я отделился от Синода Лавра. Затем мы вместе с приходом пришли к решению о присоединении к РИПЦ под омофором Архиепископа Омского и Сибирского Тихона (Пасечника).

18 декабря 2007 г. я был рукоположен в епископа Северной Америки РПЦЗ [во временной юрисдикции РИПЦ]. Мое рукоположение состоялось в соборе св. Иоанна Кронштадского в Одессе.

- Почему Вы считаете, что РИПЦ является канонической юрисдикцией?

- Прежде всего, название "Русская Истинно-Православная Церковь" исторически принадлежит Русской Катакомбной Церкви. В 1981 году катакомбный священник о. Лазарь (Журбенко) был тайно принят в Западно-Европейскую епархию РПЦЗ архиепископом Антонием Женевским. Вскоре после этого он был рукоположен во епископа. В начале 90-х епископство Лазаря было признано публично и полностью урегулировано Синодом РПЦЗ во главе с Митрополитом Виталием.

Вскоре вокруг архиепископа Лазаря образовался полный русский Синод сегодняшней РИПЦ, под управлением, в настоящий момент, Архиепископа Тихона, который состоит из 7 епархий и 7 епископов, включая меня. Хотя мы в Америке находимся под омофором Архиепископа Тихона, мы называем себя РПЦЗ, потому что является наследниками исторической РПЦЗ, от которой отказался схизматик Лавр.

- Сколько у вас приходов в Америке?

- Вместе с собором Вознесения здесь, в Трентоне, у нас 6 приходов в Северной Америке.

- Расскажите нам о Вашей недавней встрече с епископом Андроником из ВВЦУ РПЦЗ?

- Епископ Андроник позвонил мне в ноябре 2007 г., перед тем, как он отправился в Одессу, чтобы быть рукоположенным во епископа. Я тоже был как раз перед рукоположением, которое совершил Архиепископ Тихон, в Одессе в декабре 2007 г. У нас был короткий, но сердечный разговор, во время которого ни один из нас не коснулся наших будущих рукоположений.

Но каким-то образом в Интернете появился слух, что я обещал о. Андронику (когда он еще не был епископом), что я не буду рукополагаться. Но почему я мог дать такое обещание о. Андронику, когда я уже согласился быть рукоположенным в Одессе в 18 декабря? Этоложнаяинформация. О. Андроник никогда о таком не просил, а я не давал таких обещаний.

С о. Андроником вместе мы учились в Свято-Троицкой семинарии в Джорданвилле в 1968-71 гг. и не были чужими друг другу. О. Андроник позвонил, чтобы пригласить меня посетить его в Нью-Йорке, чтобы обсудить наше обоюдное беспокойство относительно лавровского раскола.

Я принял его предложение и на первой неделе Великого поста этой весной (2008 г.) приехал в Ричмонд Хилл в Нью-Йорке, который находится недалеко от аэропорта Кеннеди, и мы проговорили несколько часов.

- О чем Вы говорили?

- Мы заранее решили, что будем обсуждать только те вещи, которые нас объединяют, и не будем касаться того, что нас разъединяет. У нас был хороший разговор. Затем епископ Андроник пригласил меня и мой приход присоединиться к ВВЦУ РПЦЗ без какого бы то ни было "урегулирования". Другими словами, было ясно, что епископ Андроник признает РИПЦ канонической юрисдикцией.

- Однако официальная позиция ВВЦУ РПЦЗ состоит в том, что РИПЦ неканонична...

- Я сказал епископу Андронику, что нам нужно услышать, какова официальная позиция епископа Агафангела относительно РИПЦ. Я был обеспокоен, когда выяснил, что епископ Агафангел в своей резолюции от 15 мая 2008 г. заявил, что РИПЦ неканонична, как и мое рукоположение!

Но если дело обстоит так, как пишет епископ Агафангел, которого рукоположила Катакомбная Церковь, из которой затем произошел наш теперешний Синод РИПЦ, то как он может подтвердить собственное епископство? Епископ Агафангел использовал запрещение РПЦЗ(Л) катакомбных епископов 16 мая 2003 г. как основание для того, чтобы нас не признавать.

- Это запрещение имеет силу?

- Нет. Запрещение недействительно на том основании, что катакомбные епископы уже не были в общении с Синодом РПЦЗ(Л) во время запрещения Лавром епископов РИПЦ в 2003 г. РИПЦ поддерживала отстраненного Митрополита Виталия с 2001 г., поминала его и никогда не признавала Лавра законным Митрополитом и первоиерархом РПЦЗ. Это все документировано и общеизвестно!

- Но разве епископ Агафангел сам не был запрещен Лавром незадолго до унии РПЦ МП и РПЦЗ(Л)?

- Епископ Агафангел действительно был запрещен! И как такое может быть, что епископ Агафангел, который считает действительным запрещение епископов РИПЦ, над которыми у Синода РПЦЗ(Л) не было административной власти в 2003 г., однако отрицает собственное запрещение за неподчинение в апреле 2007 г., сделанное тем же самым Синодом, членом которого он был?!

Если я не ошибаюсь, то епископ Агафангел выпустил заявление, что признает все решения Синода РПЦЗ(Л) до 17 мая 2008 г. Если быть последовательным, он должен признать собственное запрещение!

- Ходят слухи о V Всезарубежном Соборе, который состоится следующей зимой и на котором епископ Агафангел будет председательствовать. Говорят, что епископы РИПЦ будут приглашены. Вы поедете?

- Почему я или кто-то из нас должны ехать? Епископ Агафангел не признает каноничность Синода РИПЦ, однако епископ Андроник здесь, в Америке, признает! Мы не подчиняемся таким смешанным сигналам и нам не нравится, что епископ Агафангел использует двойные стандарты, осуждая нас.

Мы проведем свой собственный Собор следующей осенью в Одессе. И двери для епископов ВВЦУ РПЦЗ, которые будут готовы войти в диалог с нами, - открыты. Действительно, единство – это то, к чему мы стремимся. Но единство должно быть основано на истине и исторических событиях, а не на политических взаимоотношениях.

"CHURCH NEWS", 30 мая 2008 г
(с) Перевод с английского "Портала-Credo.Ru"