понедельник, февраля 14, 2005

Заявление из канцелярии епископа Манхэттенского Гавриила по поводу увольнения за штат протоиерея Сергия Клестова

(Официальный сайт РПЦЗ(Л))

Мы обыкновенно не принимаем участия во всякого рода ожесточенных спорах, тем паче ведущихся в нецерковной печати и в Интернете, полагая их неполезными. В последние годы подобные словесные бои, исполненные взаимного осуждения и прямой клеветы, которой не гнушаются их участники, стали почти повсеместными. Под их воздействие, к великому сожалению, попадают и чада нашей Церкви. В этом случае, мы, не вступая в ожесточенные дискуссии, оказываемся в необходимости донести до сведения искренне заинтересованных и недоумевающих людей те факты, которые, как это постоянно случается, либо вовсе не замечаются в пылу полемики, либо – искажаются в соответствии с толкованиями спорщиков.

Так и на сей раз, мы признали необходимым предоставить в распоряжение всех заинтересованных сведения касательно протоиерея Сергия Клестова, бывшего до недавнего времени настоятелем в приходе Святого Серафима Саровского в г. Си-Клиф (Восточно-Американская Епархия). По поводу зачисления отца Сергия за штат согласно его собственной настойчивой просьбе, появилось уже достаточно публикаций в Интернете. Все эти публикации сознательно направлены на создания картины “преследований” отца Сергия Клестова, “расправы” над ним, желания его “добить” и проч. Скажем сразу же, что никакое даже самое предвзятое истолкование указа отцу Сергию о причислении его к духовенству Синодального Знаменского собора в Нью-Йорке – не в состоянии скрыть главного: отец Сергий вовсе не “наказан” и не “осужден” Епархиальной Властью. Тем более, не может идти речи о каких бы то ни было “преследованиях за убеждения”.

Долгие годы отец Сергий Клестов пребывал в подчинении приснопамятному Епископу Митрофану (Зноско-Боровскому; + 2002 г.), бывшему настоятелем прихода в Си-Клифе. Вполне разделяя убеждения своего Аввы на положение дел в Русской Православной Церкви, а во многом – придерживаясь и значительно более радикальных взглядов, отец Сергий Клестов постоянно заявлял о желательности для РПЦЗ “как можно скорее оказаться в лоне Матери-Церкви”. Именно так заявил отец Сергий и на поминальном обеде после кончины Владыки Митрофана в 2002 году. За последние год-два взгляды отца Сергия, возможно под воздействием его нового окружения, переменились: теперь он заявляет себя категорическим противником той позиции, безоговорочным сторонником которой он был все предыдущее десятилетие. Ни для кого не тайна, что среди священства и мирян Русской Зарубежной Церкви существует весьма широкое разнообразие подходов к сложнейшему вопросу о путях нашего церковного единства. Это касается буквально всего, что так или иначе связано с нашим отношением к Церкви в Отечестве. Потому-то и было принято решение о созыве Всезарубежного Собора с участием клира и мирян, подготовкой которого займется Предсоборная Комиссия. Но никогда в нашей Церкви не предпринималось и впредь не будет предпринято никаких попыток давления или насильственного воздействия на совесть служителей или чад Ее; это, кстати, по условиям, в коих существует и действует наша Церковь, было бы совершенно невозможным и привело бы только к нежелательным последствиям. Поэтому мы можем лишь повторить: взгляды отца Сергия Клестова, в частности, высказанные им во время престольного праздника прихода преподобного Серафима Саровского в г. Си-Клиф – не имели, да и не могли бы иметь влияния на решение о переводе его на иной приход.

Переводы священников с одного прихода на другой – есть постоянная практика в Русской Церкви и, разумеется, в Церкви Зарубежной. Обстоятельства же появления указа от 11-го января сего года, врученного протоиерею Сергию Клестову, вкратце таковы.

Высшей целью пастырского, - и, конечно же, настоятельского делания, является сохранение и умножение мира, согласия и братской любви в порученных им приходах, ибо это есть уже условие спасения пасомых. Приход, который о. протоиерей Сергий Клестов унаследовал от его создателя и бессменного настоятеля Епископа Митрофана (Зноско-Боровского), по различным обстоятельствам, связанным, во многом, с его человеческим составом, оказался “разделенным сам в себе”. Его постигли внутренние несогласия. Подобное, по грехам нашим, случается, и в этих случаях задача пастыря – непременно постараться избежать дальнейшего разделения, привести приход к обретению единства, ни в коем случае не становясь на сторону одной из “группировок” в приходской семье. К несчастью, в приходе преподобного Серафима Саровского в Си-Клифе этого не произошло. При выраженном разделении в приходе, когда доверие к настоятелю в одной из его частей оказывается подорванным, Священоначалие обычно принимает решение о назначении на такой приход иного настоятеля – и переводит настоятеля прежнего на новое место служения. В этом не следует усматривать “наказания” или хотя бы “поиска виноватого”. Речь идет только о благе: благе и пастыря, и пасомых. Поскольку было известно, что отец Сергий очень дорожит своей гражданской службой в Си-Клифе, где он и его семья проживают в просторном благоустроенном доме, Священноначалие предполагало перевести отца Сергия на служение поблизости, так, чтобы у него не возникло никаких трудностей в его повседневной жизни. Но протоиерей Сергий Клестов отказался даже выслушать какие-либо предложения. Он сказал, что либо он остается настоятелем в Си-Клифе, либо – уходит за штат. Это его последнее пожелание и было исполнено. Следует еще добавить, что не будь положение в приходе столь напряженным, возможно, и причины жалоб от прихожан, поступивших на отца Сергия в Архиерейский Синод, нашли бы свое доброе разрешение в самой приходской семье, - и не возникло бы нужды в создании комиссии по их разбору. Так по большей части и бывает в приходах, где царствуют мир и согласие. Но, как мы знаем, случилось иное.

В публикациях в Интернете постоянно говорится, что на стороне отца Сергия – большинство в приходе. Это не так, и публикаторы подобных сведений об этом хорошо знают. Согласно Нормальному Приходскому Уставу Русской Зарубежной Церкви, право голоса в приходских делах имеют только те из прихожан, которые платят установленные членские взносы. Они и являются официальными членами прихода. Но среди тех, на кого ссылаются авторы различных публикаций в Интернете - таких меньшинство. Членство в приходе – это, как правило, удел тех, кто желает принять активное участие в приходской жизни. Это никак не обязанность, а право. Если бы те, кто требуют возвращения отца Сергия на приход, в свое время озаботились бы вступлением в члены его, возможно, они в будущем составили бы большинство. Но к моменту вспышки нестроений в приходе – они, по большей части, членами прихода преподобного Серафима Саровского не были. Кстати, все, чьи подписи стоят под открытыми письмами, обладают полным правом создать свой собственный приход, найти подходящее помещение для храма - и обратиться к Епархиальной Власти с прошением о принятии их и приискании им настоятеля. Таковым настоятелем может стать, с его согласия, и протоиерей Сергий Клестов, к чему нет никаких препятствий.

Уповаем, что смущения и несогласия, которые намеренно усугубляются противниками нашей Церкви, молитвами Преподобного Серафима, превыше всего ставившего стяжание мира, улягутся ко всеобщему благу, а отец Сергий Клестов продолжит свое ревностное и благоговейное служение Церкви Христовой.

+ Гавриил,
Епископ Манхеттенский.