Обращение епископа Челябинского Севастиана и Временного церковного совета РПАЦ
Его Преосвященству,Преосвященнейшему Владимиру, Епископу Сан-Францисскому и Западно-Американскому;
Его Преосвященству,
Преосвященнейшему Анастасию, Епископу Владивостокскому и Дальневосточному.
«Исполните мою радость,
да тожде мудрствуете,
ту же любовь имуще,
единодушни, единомудренни»
(Фил., 2:2).
Ваши Преосвященства,
дорогие Архипастыри верного остатка
Русской Зарубежной Церкви!
Большую радость и воодушевление вызвало у нас Послание Архиерейского Собора Вашей Святой Церкви от 27 марта / 9 апреля сего года. Представленная множеством самоуправляющихся «осколков» Русская Церковь, своим происхождением и традицией связанная с РПЦЗ начала 1990-х годов, наконец начинает остро ощущать противоестественность и губительность своего раздробленного состояния. «Атомизация» юрисдикций, вышедших из единого корня РПЦЗ, превратившись в какую-то дурную бесконечность, делает уже «технически» невозможным выживание каждой из них по отдельности. Ведь в некоторых из этих юрисдикций остается два епископа, а в некоторых и того меньше. Но главное – наше свидетельство внешнему миру, нашим соотечественникам, об Истинном Православии теряет соль, когда мы предстаем перед лицом этого мира постоянно дробящимися, причем не по причинам вероисповедного, догматического характера, а из-за мелких, порой исключительно эмоциональных, придирок. Создается ощущение, что, в условиях гонений на Истинное Православие в России и некоторых других странах, путь «естественного вымирания» нашей Церкви через ее бесконечное дробление признан наиболее эффективным именно нашими гонителями. Слава Богу, что после многих лет растерянности и кризиса впервые появилась возможность приостановить это дробление.
В Вашем Послании содержится четкий призыв ко всем клирикам и мирянам, сохранившим верность святому Православию и духовным принципам Русской Зарубежной Церкви, «объединиться вокруг нашего Архиерейского Собора и своих архипастырей, продолжить спасительный путь наших предшественников и, принеся покаяние за свои грехи, к которому нас призывает Православная Церковь в эти дни Святого Великого Поста, неосужденно достичь Светлого Христова Воскресения и славы Божией». Наше церковное сообщество, исторически и духовно связанное с «дораскольной» РПЦЗ, сохранило совершенно неповрежденным святое Православие и верность духовным принципам Русской Зарубежной Церкви эпохи ее великих Отцов и святителей – в первую очередь, Митрополита Филарета (Вознесенского) (прославлен во святых РПАЦ в 2001 году), пребывание которого в лике святых ныне признано и Вашим Святым Собором. Посему наш Малый Собор верных истинно-православных христиан Русской Церкви не может не откликнуться на Ваш долгожданный призыв к восстановлению былого единства.
История нашего разделения связана с теми печальными процессами, которые привели ныне значительную часть РПЦЗ к духовной смерти – во власть еретической Московской патриархии. С первых дней восстановления легальных, открытых приходов Российской Церкви во Отечестве, объединенных братской помощью Архиерейского Собора РПЦЗ 1990 года в особое церковное сообщество, названное «Российской Православной Свободной Церковью», наши иерархи, клирики и общины испытывали трудности в общении с зарубежными церковно-административными органами. Исходившие оттуда противоречивые распоряжения, деятельность разного рода церковных авантюристов, иногда в ранге «Синодальных представителей» в России, нанесли непоправимый урон нашей церковной жизни, привели к ликвидации многих общин и даже целых епархий. Русские православные люди, которые очень многое принесли в жертву ради верности Истинному Православию, вступив в неравное противоборство с Московской патриархией и поддерживающей ее государственной репрессивной машиной, постоянно ощущали себя преданными и обманутыми своими зарубежными архипастырями. Все это увенчалось закономерным финалом – сбрасыванием овечьих шкур и капитуляцией этих так называемых архипастырей перед лицемерно анафематствованной ими же экуменической псевдоцерковью. Как Вы хорошо знаете, первые явные шаги на пути к этой капитуляции были сделаны в 1993 году в Германской епархии РПЦЗ, где начались официальные собеседования с «параллельной» епархией Московской патриархии. Одновременно на российских иерархов – Архиепископа Лазаря и Епископов Вениамина и Валентина – посыпались канонически необоснованные «прещения», имевшие целью парализовать жизнь российских приходов. Единственный способ остановить начавшуюся дезорганизацию их епархий российские иерархи нашли в прекращении своего добровольного подчинения административным решениям РПЦЗ и временном переходе к самоуправлению. Эта неизбежная по тем временам мера – а точнее, действия архиепископа Марка и зависимого от него руководства РПЦЗ – привели к первому печальному разделению среди единомысленных в вере чад нашей Церкви в России.
Вскоре это административное разделение неожиданно получило каноническое и даже догматическое основание. Архиерейский Собор РПЦЗ 1994 года, «осудив» епископов Российской Православной Свободной Церкви, вступил в общение с сомнительной группой греков-старостильников, называющей себя «Синодом противостоящих». Этот неожиданный для большинства «зарубежников» шаг, как выяснилось позднее, был направлен на постепенную подготовку сознания клира и мирян РПЦЗ к принятию ереси экуменизма и мысли о возможности подчинения Московской патриархии. Ведь Архиерейский Собор РПЦЗ торжественно провозгласил тождество своего учения экклезиологии «Синода противостоящих» митрополита Киприана (Куцумбы), который безусловно признает благодатность и спасительность таинств еретиков-экуменистов, более того – провозглашает свое пребывание с этими еретиками «в единой Церкви». При этом, самым парадоксальным образом, Собор РПЦЗ не отменил ни собственной анафемы 1983 г. на ересь экуменизма и на всех, кто имеет общение с экуменистами, ни решений Соборов 1968-73 гг. об общении с подлинно православными греками-старостильниками – «хризостомовцами» и «матфеевцами», - отвергающими ересь Киприана.
В конце 1994 года была предпринята попытка на весьма зыбких, комромиссных условиях восстановить административное единство тогдашнего Синода РПЦЗ с Российской Православной Свободной Церкви. Но разница в вероучении, в видении перспектив церковной жизни была уже велика. Кроме того, в составе епископата РПЦЗ появился верный помощник архиепископа Марка, ныне вознагражденный должностью викария патриарха Алексия II, епископ Евтихий, который, прибыв в январе 1995 года в Суздаль, приложил все возможные усилия для восстановления разделения. Ныне нашим Малым Собором сама попытка восстановить общение с группой архиепископов Лавра и Марка, проповедовавшей киприанизм и стремившейся к объединению с МП, осознается как серьезная ошибка, в которой нами принесено покаяние.
По мере приближения дня капитуляции лавровско-марковской части РПЦЗ перед Московской патриархией увеличивалось число иерархов, клириков и мирян, исторически и духовно связанных с Зарубежной Церковью, у которых открывались глаза на погибельность пути, по которому их пытается вести их церковное руководство. В связи с этим новые «осколки» РПЦЗ появлялись и в 1996, и в 1997, и в 2000, и в 2001, и в 2006, и, наконец, в 2007 году, когда процесс ее отпадения от Православия завершился. Многие «зарубежники» оставляли русскую традицию и переходили к различным грекам-старостильникам. В известной мере, и их можно считать «осколками» нашей Церкви.
Анализируя причины случившейся катастрофы, большинство из наших «осколков» пришло к выводу, что лукавое учение митрополита Киприана о единстве истинно-православных и экуменистов и о том, что последние еще не отпали от Церкви, неизбежно ведет к признанию Московской патриархии и к подчинению ей. Для нас было очень отрадно узнать, что Архиерейский Собор Вашей Церкви в 2002 году осудил ересь киприанизма и тем самым отменил соответствующие деяния РПЦЗ 1994-2001 гг.
После усиления гонений на нашу Церковь в 2002-08 гг. жесткой «вертикали» церковного управления в РПАЦ (так стала именоваться РПСЦ после перерегистрации в 1998 г., когда регистрирующих орган потребовал изменения официальной аббревиатуры нашей церковной организации) более не существует. С точки зрения канонического права, такой «вертикали» не существовало и до 2002 г., поскольку объединение епископов во временный Церковный Округ (Малый Собор) в условиях упразднения Высшей церковной власти является добровольным, а созданное ими временное церковное управление не подменяет собой законной Высшей церковной власти и не берет на себя ее полномочий. После 2002 г., когда в силу разных обстоятельств старший по хиротонии иерарх нашего Малого Собора Митрополит Валентин счел возможным принять ряд неканонических решений, в том числе превышающих полномочия временного Синода Малого Собора, начался процесс административного обособления епископов РПАЦ. В 2004 году, по инициативе самого Митрополита Валентина, глава Американской епархии РПАЦ архиепископ Григорий (Абу-Ассаль) вышел из административного подчинения Суздальскому Синоду, в 2006 году то же вынужден был сделать автор этого послания, Епископ Севастиан, а в этом году – Епископ Амвросий (Епифанов). Полное самоуправление фактически имеют катакомбные иерархи – Архиепископы Серафим и Антоний. Однако такое положение этих иерархов, в том числе автора этих строк, не приводит к новым церковным расколам, как это, к сожалению, еще принято в некоторых «осколках», а является актом исключительно административным, предпринимаемым в ожидании рассмотрения спорных дел будущим законным Собором нашей Поместной Церкви. А главное – оно не ведет к разрыву канонического общения между епископами, духовенством и мирянами РПАЦ, поэтому все мы, с полным на то основанием, являемся чадами РПАЦ. Таков не только наш канонический, но и официальный юридический статус. Более подробную информацию о структуре нашего Малого Собора мы поместили в Меморандум, прилагаемый к этому Обращению.
Для нас очень важно было увидеть, что Ваш апрельский Архиерейский Собор выровнял свойственный ранее Зарубежной Церкви дисбаланс между зарубежными и российским епархиям и приходам, когда последние воспринимались как "подчиненные" и имели урезанные права. Факт создания Евразийского Церковного округа с центром в России, объединяющего абсолютное большинство приходов Вашей Церкви, означает большую автономию российских приходов в составе единой церковно-административной структуры. По принципу автономных Церковных округов (Малых Соборов), объединяющих несколько епархий и епископов, организована и наша Церковь. Более того, как Вы увидите из наших основополагающих документов, прилагаемых к этому Обращению, мы считаем такой принцип церковной организации единственным жизнеспособным в условиях гонений, вплоть до созыва Всероссийского Поместного Собора и восстановления полноты канонической структуры нашей Церкви. Очевидно, что принцип автономии каждого Малого Собора является единственно возможным и при нашем дальнейшем объединении с другими «осколками» РПЦЗ, единомысленными с нами в вере.
Итак, от имени нашего Малого Собора РПАЦ мы предлагаем восстановить каноническое общение между нами на тех принципах, которые существовали до 1994 года. Догматической основой для такого восстановления общения является наше общее отвержение ереси киприанизма, послужившей причиной разделения 1994 года, и общее исповедание православной веры. Историко-канонической основой для такого восстановления общения является наше общее происхождение от исторической РПЦЗ, общий корень преемства нашего епископата, принадлежность к общей русской истинно-православной традиции, более того – к той ее части, которая связана с духовным наследием Русской Зарубежной Церкви. В соответствии с каноническим правом наш Малый Собор может сохранить свою внутреннюю структуру и самоуправление, а также временную экстерриториальность своих епархий. При этом высшим органом церковной власти в нашем воссоединенном церковном сообществе нам представляется общий Архиерейский Собор. Разумеется, при благополучном развитии процесса «собирания осколков» РПЦЗ нельзя исключать и перехода к общему для всех территориальному принципу деления епархий. Однако нам представляется, что исполнить этот принцип во всей его строгости затруднительно до созыва Всероссийского Поместного Собора и восстановления законных органов Высшего церковного управления в масштабах всей нашей Поместной Российской Церкви.
В заключение позвольте еще раз поблагодарить Вас за внушенный Духом Святым Вашему Освященному Собору призыв к восстановлению канонического общения между «осколками» РПЦЗ и выразить надежду, что наш отклик на этот призыв будет воспринят с братскими вниманием и любовью, которая до покроет наши былые разногласия и недоразумения, чтобы ничто человеческое и земное не мешало нам едиными усты и единым сердцем славить и воспевать Единого Бога, в Троице величаемого! Аминь.
+ Смиренный Севастиан,
Епископ Челябинский.
Временный Церковный Совет РПАЦ.
Секретарь-делопроизводитель ВЦС РПАЦ
монахиня Ксения.
Град Москва, 2/15 июня 2008 года, Пятидесятница.
ПРИЛОЖЕНИЯ:
1. Обращение Временного Церковного Совета РПАЦ ко всем истинно-православным христианам русской традиции в связи с отпадением РПЦЗ(Л). Бежецк, 17 мая 2007 г. (опубликовано в рассылке ВДъ N 605).
2. Меморандум о состоянии Челябинской епархии РПАЦ и иных общин и клириков, состоящих под омофором Преосвященного Епископа Севастиана.
<< Home