воскресенье, августа 10, 2008

Игумен Григорий (Лурье) ответил на вопросы читателей влиятельного российского интерент-издания

(Lenta.Ru — Вертоградъ, Санкт-Петербург — Москва)

Игумен Григорий (Лурье), настоятель храма Святой Елисаветы в Санкт-Петербурге, принадлежащего к Российской православной автономной церкви, ответил на вопросы читателей одного из наиболее влиятельных российских интерент-изданий «Lenta.Ru». Пресс-конференция под названием «Церковная геополитика» была размещена на сайте издания 4 августа. Полный текст содержит ответы на самые разные вопросы: об анафеме Льву Толстому, о Юрии Шевчуке, о церкви на Украине, о том, почему невозможно создать «единую церковь для всех», об устроении христианской жизни и о многом другом. Ниже мы публикуем некоторые ответы отца Григория.

Полный текст конференции доступен по адресу http://lenta.ru/conf/church.

О Московской патриархии:

- РПЦ МП вынуждена игнорировать альтернативные церкви в публичном пространстве, так как ей нечего тут сказать по существу. От самого факта привлечения внимания к их существованию РПЦ МП заведомо теряет. Она выигрывает споры только тогда, когда говорит одна. Зато она уделяет очень и очень много внимания альтернативным церквам в конфиденциальных разговорах с чиновниками, постоянно пытаясь натравить на нас государственную власть. Вот сейчас в Суздале у нас пытаются отнять храмы, восстановленные из руин нашими верующими, которые та же РПЦ МП в свое время отказывалась брать из-за их плохого состояния.

- Об опасности того, что РПЦ МП начнет управлять страной, говорить всерьез не приходится. Начать с того, что там совершенно другая психология: там все основано на обслуживании власти.

- РПЦ МП в 1990-е годы стала коллективным олигархом, причем, до сих пор продолжает жить по правилам российской экономики 1990-х, которых уже ни для кого не существует, кроме РПЦ МП.

- К счастью, РПЦ МП даже близко не похожа на филиал ФСБ. Если бы у ФСБ были такие филиалы, то через пять минут не было бы ни самого ФСБ, ни России. Все-таки ФСБ — это серьезная государственная организация военного типа, а РПЦ МП — вполне штатская корпорация крупного бизнеса. Но если Вы просто хотели сказать о том, что РПЦ МП прислуживается перед государством, то с этим я отчасти согласен. Но тут нужно сделать важную оговорку. Это прислуживание происходит демонстративно, часто в характерной льстивой поповской манере, когда не могут не пересластить, но при этом, конечно, всегда помнят свои интересы. Сейчас российские власти научились это понимать, и у них, конечно, копится раздражение. Вы, может быть, замечали где-нибудь в сфере обслуживания, что когда к вам проявляют слишком подчеркнутую предупредительность, то вас, скорее всего, обсчитывают. Нечто подобное я бы сказал и об отношениях российского государства с РПЦ МП. Конечно, истинной Церкви нужны другие отношения с государством — дистанцированные.


- Видимо, Вы представляли себе РПЦ МП как нечто живое, но просто грязное. То есть слово "очиститься" Вы употребили почти буквально. Если бы это соответствовало действительному положению дел в РПЦ МП, то мы бы вообще не считали правильным от нее отделяться. Наши Истинно-Православные Церкви и сами далеко не "чистые". Но тут проблема совершенно другого порядка. Церковное тело РПЦ МП, как нам приходится констатировать, не "грязное", а мертвое. В нем нет жизни, то есть нет той настоящей церковной жизни, которая создается только реальным присутствием Духа Божия. А Духа Божия не может быть там, где нет православной веры, то есть где в Него не верят (хотя бы при этом много говорили, будто верят). Ведь ересь — это и есть именно искажение православной веры: отказ по-настоящему верить в Бога, хотя и при нежелании это признавать. Поэтому в ереси не бывает настоящей жизни. Тела таких церковных организаций мертвы. Они могут ожить только в том случае, если сами присоединятся к живому.

- РПЦ МП должна принести покаяние в грехах экуменизма (смешения православной веры с другими исповеданиями) и сергианства (дозволения безбожной власти управлять внутренними делами Церкви).

- Мое пожелание к руководству РПЦ МП — перестать ввязывать государственную власть России в свои внутренние проблемы. Смириться с тем положением в обществе, которое она может заработать честно, без попыток манипулировать госчиновниками.

Об истинном православии:

- Сама РПАЦ — это несколько десятков приходов в России и на Украине плюс несколько приходов в США и еще плюс неопределенное количество "катакомбных" общин (которые, по сохранившейся со времен гонений привычке к конспирации, никогда не могут сообщить о себе нормальной статистики :-)). Но есть и другие "альтернативные" православные церкви, в том числе, близкородственные РПАЦ, с которыми у нас одна вера. Это так называемые "осколки" бывшей Зарубежной Церкви, которые разрывали с ней общение в разное время в период с 1995 по 2001 годы, по мере сближения Зарубежной Церкви с РПЦ МП. Между нами нет различий в вере, и в нашей среде растет стремление к объединению. Приходы наших Церквей распространены по всей территории России, а также их немало в ближнем и дальнем Зарубежьи.

- В 1920-е годы политические события во всем мире поставили Православную Церковь перед искушением: согласиться на разрушение своего канонического строя и своей веры, либо претерпевать гонения. Гонителями в России выступили большевики, а в Греции и на Балканах — государственные власти этих стран, которым диктовала религиозную политику Британская империя. Так в России была создана нелегальная Катакомбная церковь, а в Греции и на Балканах — Истинно-православные Церкви так называемых "старостильников" (не принявших перевод церковных праздников на "новый стиль", то есть католический календарь, который вводился специально для смешения православия с западными исповеданиями). Старостильники тоже были нелегальными и гонимыми, и многие из них тоже стали мучениками. Независимо друг от друга, в конце 1920-х годов и в России, и в Греции эти не пошедшие на компромиссы христиане стали называть свои церковные организации "Истинно-православная Церковь". Наши российские "осколки" Зарубежной церкви преемствуют Катакомбной истинно-православной церкви, а от Зарубежной церкви мы получили только епископские хиротонии и какое-то время были с ней в административном единстве.

- Для меня в Украине каноничны только те Церкви, которые преемствуют Катакомбной Церкви и в 1990-е годы были в общении с Зарубежной Церковью. Это, в частности, наша РПАЦ, хотя ее в Украине совсем немного, а главным образом, Русская Истинно-Православная Церковь (РИПЦ) во главе с Архиепископом Омским Тихоном. Из всех наших истинно-православных Церквей русской традиции именно ее присутствие в Украине наиболее значимо. Что же касается УПЦ МП, УПЦ КП и УАПЦ, то для меня между ними нет никакой разницы, и они все одинаково неканоничны.

О епископе Диомиде:

- К действиям епископа Диомида я отношусь с большой симпатией. Мне кажется, что он на верном пути. Но, конечно, я не могу согласиться с его нынешней позицией. Он говорит об отступлении отдельных иерархов РПЦ МП, но не решается сказать об отступлении этой организации как целого. Здесь его представления до сих пор очень туманные. Да и те ереси, в которых он обвиняет руководство РПЦ МП, сформулированы не самым точным образом. Но, как мне хочется надеяться, более точное православное исповедание для епископа Диомида — дело будущего.


- Слова епископа Диомида о сотовых телефонах часто передаются в утрированном виде. В действительности он и не думал запрещать ими пользоваться, да и сам, насколько я понимаю, пользуется. Он просто сказал, что люди, пользующиеся мобильными телефонами, добровольно позволяют себя всюду отслеживать. Это чистая правда. Этим давно уже пользуются криминалисты (так, траектория движения подсудимых, отслеженная по базе данных оператора мобильной связи спустя несколько лет, стала в суде доказательством вины убийц депутата Галины Старовойтовой). Думаю, что епископ Диомид хотя и не высказал, но имел в виду и тот аспект, что мобильная связь в очень большой степени лишает нас права на частную жизнь: нас можно "вызвонить" откуда угодно. Это тоже далеко не всегда хорошо.