пятница, апреля 28, 2006

Россия-2006: Катакомбный пастырь томится во Владимирском централе

Дорогие братья и сестры! Христос Воскресе!

Удивительные времена настали. Вроде все говорят "мир и благоденствие", а порой сталкиваешься в Церкви с такими вещами, каких не припомнишь и в эпоху гонений. Например, тогда, лет 20-30 назад, когда власть официально вела войну с Именем Божиим, наши катакомбы очень быстро облетали вести об аресте или каких-либо страданиях того или другого нашего катакомбного христианина, а тем более - клирика. Сейчас же, в эпоху, когда нет гонений - по крайней мере, таких, какие были при безбожной коммунистической власти, - в эпоху, которую называют "информационным веком", никто ничего не знает о таком вопиющем факте, как арест и содержание (уже больше двух месяцев!) в тюрьме, точнее - в следственном изоляторе, известного клирика РПАЦ катакомбного происхождения, многолетнего личного секретаря Митрополита Валентина протоиерея Николая Новоселова! Да, о. Николай в самом настоящем узилище, причем в зловещем Владимирском централе, которому посвящена изрядная доля зэковского "фольклора" (а это надежный признак того, что место сие - не простое и из ряда вон выдающееся даже на фоне пыточных и бесчеловечных российских тюрем).

Но самое страшное в трагической судьбе о. Николая даже не это. Самое страшное - что попал он в это место по воле своего Первоиерарха, которому много лет служил верой и правдой, - по заявлению-доносу, которое Митрополит Валентин написал против о. Николая и еще одного своего клирика, протодиакона Сергия Слонова, в Управление внутренних дел Суздаля. Этот Предстоятель Церкви обвиняет своих клириков в ограблении Музея Белого воина - личной собственности Митрополита, подаренной ему русскими белоэмигрантами. Но расскажем обо всем по порядку...

Протоиерей Николай Новоселов происходит из коренной семьи русских катакомбных истинно-православных христиан с Вятки, из южной части нынешней Кировской области, недалеко от границы с Удмуртией. В конце 20-х годов, когда печальной памяти митрополит Сергий (Страгородский) издал свою антихристову "декларацию", православные жители этого региона, еще ранее безоговорочно отвергшие обновленчество, практически поголовно не приняли сергиева соблазна, который позже низвел созданную Сергием Московскую патриархию в ров еретического падения. Особая роль в сохранении верности Вятской земли Истинному Православию принадлежит св. Новосвященномученику Епископу Виктору Глазовскому, достойно исполнившему свое Апостольское призвание, оградившему паству от сергианства настолько, что именно Вятка стала подлинным центром катакомбного христианства, которое сохранялось здесь и в годы сталинских репрессий конца 30-х гг., и в годы хрущевских гонений начала 60-х гг., и даже ныне, во время невиданного ранее соблазна "всероссийского духовного возрождения" под еретическим омофором МП. При всем при этом Вятка, конечно, не была каким-то особым оазисом среди советской безбожной пустыни. Верующих, не поклонившихся красному зверю, жестоко гнали и здесь, однако они показали необыкновенную твердость, и выжили. К тому же, край это суровый, отдаленный, сам по себе уже являвшийся местом ссылок, так что, вроде, и ссылать из него еще дальше было некуда. В глухих деревнях, отрезанных от сомнительных "благ" советской безбожной жизни, включая даже электричество, и совершали свой подвиг хранения Истинного Православия катакомбные христиане Вятской земли.

Семейство, в котором в конце 1970-х гг. родился о. Николай, духовно окормлялось у катакомбного священника "бахметевского" поставления о. Валентина Аристова. В то время, когда родился о. Николай, эта "ветвь" Катакомбной Церкви уже признала главой всей Российской Церкви святителя Митрополита Филарета, Первоиерарха РПЦЗ, поскольку иерархия самой Катакомбной Церкви достигла полного оскудения, и большинство катакомбников считало, что истинных иерархов в России уже не осталось. Когда в конце 1980-х - начале 1990-х гг. в СССР стали появляться легальные, открытые приходы и епархии РПЦЗ, о. Валентин и окормлявшиеся у него монашествующие и миряне стали ездить в древний Суздаль, где появился один из первых таких открытых приходов РПЦЗ - Цареконстантиновский собор. В 1994-95 гг., когда от нью-йоркского Синода, начавшего сближаться с МП, вынуждены были отделиться российские архиереи РПЦЗ, о. Валентин и его паства безусловно поддержали курс на восстановление самостоятельного церковного управления в России на основании Указа Святейшего Патриарха Тихона и Высшего Церковного Управления № 362 (от 20 ноября 1920 года) и вошли в состав нынешней РПАЦ. Вскоре, приняв монашество с именем Антоний, о. Валентин был хиротонисан в Суздале во Епископа Яранского - для окормления катакомбных общин Вятского края (ныне он носит титул Архиепископа Яранского и Вятского и является старейшим по возрасту иерархом РПАЦ - Владыке Антонию 82 года).

Когда Митрополит Валентин в сопровождении о. Николая Новоселова посещал Яранскую епархию, он удивлялся и умилялся тому, как целые деревни, сохранившие дедовское благочестие и истинно-православную веру, выходили встречать Первоиерарха, а потом усердно, со слезами, молились на многочасовых уставных службах...

В 1997 году Владыка Антоний благословил двух братьев - Николая и Иоанна, - на которых он возлагал особые надежды как на будущих пастырей своего катакомбного стада, направиться в Богоспасаемый град Суздаль, чтобы под мудрым руководством Митрополита Валентина обучиться священнослужению, получить опыт духовной жизни и церковное образование. О. Николай сразу отдал всего себя служению Церкви и, отбросив мысли о браке и соблазны мирской жизни, принял рукоположение в сан священника. Иоанн, планируя вступить в брак, стал жить в Суздале в качестве трудника, выполняя разные хозяйственные послушания. Поначалу юный священник Николай был гостиничным, заботливо опекая бесчисленных паломников и гостей, наводнявших духовный центр РПАЦ. Одновременно, почти каждый день, он служил в Цареконстантиновском соборе, окормлял и окрестные сельские приходы. О. Николай быстро преуспел в своем церковном образовании (по преимуществу, даже самообразовании) и освоил работу в Синодальной канцелярии РПАЦ, а потом стал и личным секретарем Митрополита Валентина, помогая Первоиерарху вести активную переписку и административные дела.

Прихожане суздальских храмов РПАЦ, паломники, клирики и миряне, посещавшие Суздаль в конце 1990-х - начале 2000-х гг., вспоминают о. Николая как очень кроткого и смиренного человека, говорившего тихим, но уверенным голосом, никогда не позволявшего себе смеяться и вообще "дерзко" себя держать, иногда лишь очень сдержанно и скромно улыбавшегося. Иоанн, его брат, также отличался необычным для нашего времени смирением, из-за чего частенько подвергался всяческим "проверкам" со стороны Митрополита Валентина, безропотно исполняя даже самые нелепые приказания (например, съесть или выпить слишком много во время трапезы).

Очень мужественно и самоотверженно вел себя о. Николай Новоселов во время судебного процесса против Митрополита Валентина в 2002 году. Тогда в Суздале орудовала банда "осетровцев" (нанятых и оплаченных неким "православным бизнесменом из Москвы" боевиков-охранников, названных по имени отступившего от Церкви и воздвигшего гонение на главу РПАЦ бывшего протоиерея Осетрова. Их банда также именовала себя мафиозным именем "Наше дело"). О. Николаю "осетровцы" много раз угрожали, но он смиренно объяснял пастве и особенно детям и подросткам, на которых больше всего давили "осетровцы", чтобы заставить их оклеветать Митрополита Валентина, - в чем состоят подлинные причины и цели действий "осетровцев" и в чем состоит правда о Митрополите Валентине. Непосредственно в дни судебных заседаний о. Николай с утра до вечера находился на кухне Синодального дома, где готовил пищу для взыскательной группы адвокатов, журналистов, зарубежных гостей и старших клириков РПАЦ.

Мы не знаем подробностей всего, что происходило в Суздале по окончании судебного процесса, но, как это часто бывало в истории Церкви, на смену периоду гонений пришел период "внутреннего брожения". Митрополит Валентин обвинил о. Николая в краже предметов из Музея Белого воина, который, как мы уже говорили в начале письма, составился из подарков, сделанных Владыке белыми эмигрантами. О. Николай был изгнан из Синодального дома и запрещен в служении. Он подчинился прещениям. Почти два года об этом инциденте не вспоминали - разве что Митрополит Валентин периодически рассказывал своим знакомым и гостям, приезжавшим в Суздаль, о том, что его обокрали. Точно понять, что и как исчезло из Музея Белого воина, не сможет, наверное, даже самое дотошное следствие. Экспонаты Музея не были должным образом инвентаризованы или описаны, не охранялись, а сам их ввоз на территорию Россию не был правильно таможенно оформлен, за что, кстати, правоохранители подумывают сейчас привлечь к ответственности самого Митрополита.

После продолжительного лечения, во время которого Митрополиту Валентину ампутировали часть стопы, Первоиерарх РПАЦ, все больше удаляющийся от церковно-административных дел, вдруг вспомнил бывшую два года назад историю с Музеем Белого воина и решил примерно наказать своих грабителей. Вопреки апостольской заповеди "Не судитесь перед внешними" он написал на клириков, которые не лишены сана и не отлучены от церковного общения, донос в милицию, которая вскорости и арестовала оо. Николая и Сергия. Последний провел в изоляторе временного содержания всего двое суток, так как его родственники проявили большую заботу о нем, наняли грамотного адвоката, а, кроме того, как коренные суздаляне и предприниматели, они обладают в городе определенными связями и влиянием. А вот за о. Николая заступиться было некому. Мы не знаем точно, что делали с ним следователи, хотя предположить несложно, зная карательный (и это мягко говоря) характер российской правоохранительной системы. Но, как заявили следователи, им якобы удалось "сломать" о. Николая и получить от него "признательные показания". Из-за этого срок его содержания под стражей был продлен на несколько месяцев и его перевели из маленькой камеры при суздальском РОВД в тот самый Владимирский централ, к матерым уголовникам.

Разумеется, администрация тюрьмы пустила среди уголовников слух, что их новый сокамерник принадлежит к "нехорошей" Церкви, так что можно только догадываться, каким унижениям и насилию подвергается сейчас протоиерей Николай Новоселов. На тюремных нарах, среди бандитов и убийц, в невыносимой атмосфере ада на земле, он провел святые дни Страстей Христовых и самый Великий праздник Светлого Христова Воскресения. Это невыносимое испытание для христианской души, которая, вероятно, испытала такие же чувства и переживания, как библейский многострадальный Иов.

Никто из нас, истинно-православных христиан и собратьев о. Николая по священству, не видел его все эти долгие месяцы. Суровые условия следственного изолятора позволяют видеться с ним только ближайшим родственникам. Мать о. Николая приезжала в Суздаль и просила Митрополита Валентина облегчить страдания ее сына, но материнское горе не тронуло сердца "излечившегося" Первоиерарха...

Трагическая история о. Николая - не повод бросить новый ком грязи в РПАЦ. В конце концов, и сам о. Николай остается ее клириком, и многие сочувствующие ему люди были и останутся ее верными чадами. Однако это повод вновь крепко задуматься, имеет ли наша Церковь в настоящий момент сколько-нибудь - не скажу каноничное (это тема для отдельного большого разговора), - вменяемое возглавление, которое поступает - не скажу по канонам и заповедям Божиим (по той же самой причине) - по самым простым и понятным абсолютному большинству людей правилам порядочности, снисхождения, разумности, в конце концов. Если о. Николай выстоит в нынешних неимоверно тяжелых испытаниях, то честь ему и хвала как адаманту веру. Если дрогнет, что естественно для человека, то горе тому, кто погубит его бессмертную душу.

Долг же всей Церкви - молиться и духовно поддерживать своего собрата, в узах и тяжких страданиях пребывающего, по навету своего же горе-архипастыря...

Валерий Сидоркин,
катакомбный христианин,
и единомысленные клирики, монашествующие и миряне