суббота, мая 31, 2008

Епископ РПАЦ Амвросий (Епифанов) заявил о своей административной независимости от Митрополита Валентина (Русанцова)

(Вертоградъ, Суздаль)

Открытое письмо Митрополиту Суздальскому и Владимирскому Валентину (Русанцову), старейшему по хиротонии иерарху Российской Православной Автономной Церкви (РПАЦ), распространил епископ Амвросий (Епифанов), бывший Хабаровский, проживавший последнее время на покое в монастыре святых Новомучеников и Исповедников Российских в Суздале. Епископ Амвросий, выпускник Нижегородского медицинского института и Московской духовной семинарии, постриженник Оптиной пустыни, считается одним из наиболее образованных иерархов РПАЦ. Проживая в Суздале, он участвовал во всех заседаниях Суздальского Синода РПАЦ и в составлении наиболее важных церковных документов.

Епископ Амвросий отмечает в своем письме, что, покидая Суздаль, он при этом не оставляет РПАЦ, считая ее "единственным Кораблем спасения", и "не намерен искать каких-либо юрисдикций, а принял решение устроиться на светскую работу..., оставаясь православным архиереем, верным своей Церкви". Целью своего открытого письма иерарх называет стремление избежать излишней дискредитации Суздальского Синода, чтобы не "внести смуту в нашу церковную жизнь". "При этом я остаюсь любящим нашу Церковь как Мать, а Вас как ее Первоиерарха", - подчеркивает епископ Амвросий, обращаясь к Митрополиту Валентину.

Как следует из содержания документа, причиной отъезда епископа Амвросия из Суздаля стало весьма недоброжелательное отношение к нему Митрополита, а также усиление гонений, вызванное не только "стоянием в истине" РПАЦ, но и поступками самого председателя Суздальского Синода. В заключение епископ Амвросий выражает Митрополиту Валентину благодарность "за подлинно христианскую любовь и духовное облагодетельствование меня, которое хотя и отошло ныне в былое, но не умрет у Христа".

Как сообщает официальный сайт РПАЦ, епископ Амвросий (в миру Николай Викторович Епифанов) родился 29 января 1963 г. в селе Вязники Владимирской области. Окончил Горьковский медицинский институт и Московскую духовную семинарию. В августе 1988 г. пострижен в монашество в Оптиной пустыни. В октябре 1988 г. рукоположен в иеродиакона, а в ноябре 1989 г. - в иеромонаха. Служил настоятелем храмов РПЦ МП в Уссурийске, Владивостоке и Хабаровске. В 1996 г. уволен за штат по собственному прошению, "в связи с тем, что стал понимать неправду сергианской Московской патриархии". По возведении в сан архимандрита, 26 ноября 2000 г. рукоположен во епископа Хабаровского в Цареконстантиновском соборе города Суздаля. В 2004 году по болезни уволен в заштат.

Ранее из административного подчинения Суздальскому Синоду РПАЦ вышли глава ее епархии в США архиепископ Григорий (Абу-Ассаль) (ныне возглавляет Синод РПАЦ в Америке) и епископ Челябинский Севастин (Жатков), возглавляющий Временный церковный совет РПАЦ, имеющий консультативные функции. Епископ Амвросий, как и епископ Севастиан, не пытается создать некой "альтернативной" РПАЦ юрисдикции, но подчеркивает свое стремление сохранить церковное единство, которое, по разным причинам, не всегда точно соответствует той или иной административной "вертикали".

РПАЦ: для катакомбного монастыря рукоположены священник и диакон

(Вертоградъ, Челябинск)

Две хиротонии совершил 22 мая, на праздник перенесения мощей свт. Николая, епископ Севастиан Челябинский. Он рукоположил двух клириков для катакомбного монастыря. Монах Сергий был рукоположен в сан иеродиакона, а иеродиакон Иосиф (чья диаконская хиротония была совершена епископом Севастианом в декабре 2007 года в Петербурге) был рукоположен в сан иеромонаха. На службе молился также их духовный отец, игумен катакомбного монастыря.

"Матфеевский" Синод ИПЦ Греции, состоящий из одного епископа, вступил в общение с ранее неизвестной иерархией Румынии и рукоположил епископов

(LJ-iasindev — Вертоградъ, Афины)

Митрополит Месогеи и Лавреотики Кирик, отделившийся несколько лет назад от "матфеевского" Синода Истинно-Православной Церкви Греции, но считающий себя единственным каноничным членом этого Синода, вступил 2 мая в евхаристическое общение с ранее неизвестной румынской старостильной иерархией, Синод которой возглавляют епископы Геронтий и Кассиан. На праздник "Живоносного Источника" три иерарха совершили Божественную литургию в храме в честь одноименной иконы Божией Матери в Румынии.

По словам о. Андрея, вступая в общение с Синодом румынских старостильников, митрополит Кирик также представлял, в качестве экзарха, Истинно-Православную Церковь России (в его каноническом подчинении находится несколько общин на постсоветском пространстве).

Ранее достоверно было известно лишь о двух иерархиях румынских старостильников. Первая – наиболее многочисленная и активная – ведет свое происхождение от св. исповедника Митрополита Гликерия и ныне возглавляется Митрополитом Власием, который состоит в общении с криптоэкуменическим греческим "Синодом противостоящих" Митрополита Киприана и его Церквами-"спутниками" - Болгарской и Русской (во главе с епископом Агафангелом (Пашковским)). Вторая иерархия была представлена епископом Космой (Лостун), который скончался несколько лет назад. За несколько месяцев до своей кончины он успел вступить в общение с "каллиникитским" синодом ИПЦ Греции. Сейчас у "каллиниуитов" в Румынии остаются два клирика: иеромонах Каллиник Некати и иерей Флориан (Анфим) Бичир.

В сослужении митрополита Кирика с румынскими иерархами также приняли участие 10 клириков, в том числе представитель одной из "ветвей" ИПЦ Кипра и ИПЦ Кении священник Михаил Иоанну. За литургией, по свидетельству о. Андрея Сиднева, молилось около полутора тысяч мирян.

По утверждению священника Андрея Сиднева, епископы Геронтий и Кассиан окормляют общины, исторически связанные с "катакомбной" Кишиневской епархией РПЦЗ, образовавшейся в 1920-30-ее гг., после календарной реформы в официальной Румынской Церкви. О ее существовании и архипастырском окормлении, в частности, свидетельствует многолетний управляющий канцелярией Архиерейского Синода РПЦЗ епископ Григорий (Граббе): "Преосвященный Серафим командировался Apxиерейским Синодом в Бeccapaбию для посещения там православных, не признававших насильственного присоединения к Румынской Церкви Кишиневской Епархии и не мирившихся с введением там нового стиля. Их подвергали жестоким гонениям, но было несколько священников, которые тайно обслуживали верных Русской Церкви старостильников... Там… совершил, если не ошибаюсь, три священнических хиротонии и снабдил священников антиминсами и св. миром… Преосвященный Серафим совершал свои поездки по поручению своей церковной власти и при сочувствии Патpиapxa Варнавы, снабдившего его антиминсами и св. миром".
Линия апостольского преемства епископов Геронтия и Кассиана, по утверждению священника Андрея Сиднева, восходит к епископу Виктору (Леу), якобы рукоположенному иерархами РПЦЗ – митрополитом Серафимом (Ляде), епископами Стефаном (Севбо) и Филиппом (Гарднером) - в 1949 году. Документальных сведений о той хиротонии, по признанию самого "матфеевского" священника, не сохранилось, а о возникшей в ее результате иерархии нет сведений даже на авторитетном и наиболее полном интернет-ресурсе такого рода "Иерархия восточных и католических Церквей" .

Вместе с тем, на румынском языке опубликован ряд статей о епископе Викторе (Леу) как известной жертве коммунистического режима, который провел значительную часть жизни в тюрьмах. Помимо прочего, о. Андрей Сиднев приводит такой аргумент в пользу каноничности епископов Геронтия и Кассиана: "Это христиане довольно строгой жизни и веры, чего вряд ли могло обнаруживаться при явных признаках самосвятства и самозванства Виктора". "Но поиск более точных свидетельств хиротонии Виктора, - признает священник, - безусловно должен быть продолжен".

Хиротония чернокожего архимандрита Матфея (Муроки), клирика автокефальной Истинно-Православной Церкви Кипра, во епископа Найроби и митрополита Кении состоялась 10 мая в соборном храме св. Ксении в городе Лемассол на Кипре. Хиротонию совершил единственный иерарх "кириковской" ветви "матфеевского" Синода ИПЦ Греции митрополит Месогеи и Лавреотики Кирик в сослужении митрополита Вранчийского Геронтия.

38-летний митрополит Матфей (в миру - Георгий Муроки) принял монашество в возрасте 18 лет. Покойным председателем "матфеевского" Синода ИПЦ Греции Архиепископом Афинским и всея Эллады Андреем был рукоположен в иеромонаха в передан в каноническое подчинение "матфеевскому" митрополиту Китийскому Епифанию, предстоятелю автокефальной ИПЦ Кипра, которая вскоре после кончины митрополита Епифания также разделилась на несколько "ветвей".

25 мая 2008 года Митрополит Месогеи и Лавреотики Кирик, епископ Вранчский Геронтий и епископ Кенийский Матфей совершили хиротонию архимандрита Серафима в епископа Киевского.

Епископ Серафим (в миру Федор Бонь) родился в Закарпатье в 1959 году в семье карпатороссов. В 15-летнем возрасте он поступил в послушание к афонскому иеромонаху о.Мелетию Русчаку. Федор принял монашество в 1983 году с именем Серафим. Был рукоположен в сан иеромонаха в «скачевской» ветви катакомбной церкви, но после знакомства в 1992 году со старцем Епифанием Черновым отказался от этого рукоположения. Вторично был рукоположен в священный сан в 1997 году митрополитом Кириком.

ВВЦУ РПЦЗ выработало свое отношение к другим «осколкам» РПЦЗ и рукоположило нового епископа

(Офиц.сайт ВВЦУ РПЦЗ – Вертоградъ, Нью-Йорк)

Определение об отношении к РПЦ МП и различным "осколкам" РПЦЗ, а также решение о хиротонии нового епископа были приняты на заседании Временного высшего церковного управления (ВВЦУ) РПЦЗ, которое состоялось 13-15 мая в Нью-Йорке. В эти же дни и в этом же городе проходил Архиерейский Собор РПЦЗ МП, избравший ее новым предстоятелем митрополита Илариона.

ВВЦУ РПЦЗ образовалось 17 мая 2007 г., в день подписания "Акта о каноническом единстве" РПЦ МП и РПЦЗ(Л). Под началом ВВЦУ объединились епископы (Даниил и Агафангел), клирики и миряне РПЦЗ(Л), не признавшие ее вхождения в состав РПЦ МП. Позже епископ Даниил перешел в юрисдикцию РПЦЗ МП, а полноценная иерархия ВВЦУ РПЦЗ была восстановлена с помощью "Синода противостоящих" ИПЦ Греции. До 18 мая 2008 года в состав ВВЦУ входило три епископа – Таврический и Одесский Агафангел (Пашковский) – председатель, Оттавский и Северо-Американский Андроник (Котляров) – заместитель председателя, Псковский и Санкт-Петербургский Софроний (Мусиенко).

На заседании ВВЦУ был изменен титул епископа Андроника, ранее именовавшегося Ричмондхиллским, а также решено хиротонисать игумена Георгия (Кравченко), избранного секретарем управления, во епископа Болградского, викария Одесской епархии ВВЦУ РПЦЗ. Хиротония епископа Георгия состоялась 18 мая в Свято-Троицком храме в Астории (Нью-Йорк).

В Определении "Об отношении к Московской Патриархии и отделившимся от РПЦЗ до 17 мая 2007 года", принятом на заседании ВВЦУ 15 мая, говорится, что управление считает нужным вынести окончательное суждение об "Акте" 17 мая 2007 г. на Всезарубежном Соборе, а до его созыва руководствоваться Положением о приходах свободной Российской Православной Церкви, принятым Архиерейским Собором РПЦЗ 2/15 мая 1990 г.

ВВЦУ РПЦЗ определило считать РПЦЗ(В), отделившуюся в октябре 2001 года во главе с Митрополитом Виталием от РПЦЗ(Л), "самочинным сборищем", а хиротонии, совершенные иерархами РПЦЗ(В), "нуждающимися в восполнении". В отношении РПАЦ ВВЦУ РПЦЗ решило руководствоваться резолюцией Архиерейского Собора РПЦЗ 1996 года о лишении священного сана епископа Валентина (Русанцова) "и непризнании его дальнейших так называемых священнодействий".

В отношении РИПЦ решено руководствоваться постановлением Архиерейского Синода РПЦЗ от 16 мая 2003 года "о запрещении в священнослужении архиепископа Лазаря и епископа Вениамина, в результате чего все их последующие так называемые священнодействия не могут являться действительными".

ВВЦУ РПЦЗ также обратилось к своей пастве с кратким посланием.

Епископ Агафангел планирует пробыть в США и Канаде до конца мая, чтобы посетить ряд приходов ВВЦУ РПЦЗ. Не исключено также, что он совершит визит в Южную Америку, где ВВЦУ имеет достаточно сильные позиции, так как большинство приходов РПЦЗ(Л) на этом континенте не приняло "Акта" 17 мая 2007 г.

Священный Синод РПЦ МП утвердил избрание архиепископа Сиднейского и Австралийско-Новозеландского Илариона первоиерархом РПЦЗ МП

("Патриархия.Ру" – Вертоградъ, Москва)

Согласно Акту о каноническом общении от 17 мая 2007 года, первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей избирается ее Архиерейским Собором. Избрание утверждается, в соответствии с нормами канонического права, Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом Русской Православной Церкви Московского патриархата. Собор епископов Русской Зарубежной Церкви, действуя в соответствии с Положением о Русской Православной Церкви Заграницей, 12 мая 2008 года избрал архиепископа Сиднейского и Австралийско-Новозеландского Илариона первоиерархом Русской Зарубежной Церкви.

На имя Патриарха Московского и всея Руси Алексия поступил Акт об избрании первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей и ходатайство об утверждении Патриархом и Священным Синодом данного решения Архиерейского Собора Русской Зарубежной Церкви.

14 мая Cвященный Синод РПЦ МП постановил "утвердить решение Собора епископов Русской Зарубежной Церкви об избрании архиепископа Сиднейского и Австралийско-Новозеландского Илариона первоиерархом РПЦЗ" (журнал № 39).

Указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 12 мая 2008 года архиепископ Иларион, в связи с избранием первоиерархом Русской Православной Церкви Заграницей, возведен в сан митрополита.

"Если Бог даст, весь епископат Зарубежной Церкви собирается прибыть в Москву для участия в Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, который состоится в июне", - сообщил архиепископ Иларион в интервью телеканалу "Вести", отвечая на вопрос о планах посещения России.

Ранее сообщалось, что Архиерейский Собор состоится в храме Христа Спасителя 24-29 июня.

Румынский православный архиерей причастился с католиками восточного обряда

("CWNews" – Вертоградъ, Москва)

Румынский православный епископ причастился с католиками, вызвав сенсацию в стране, где отношения между католиками восточного обряда и православными всегда были напряженными.

Во время совершения литургии в католическом приходе Царицы мира в Тимишоаре (Румыния) 25 мая митрополит Банатский официального Румынского патриархата Николай Корнеану попросил о возможности разделить причастие.

Литургию совершал римско-католический епископ Лугоя Александру Месиан в присутствии архиепископа Франциско-Жавиера Лозано, апостольского нунция Румынии.

Хотя православные и католические епископы часто совместно присутствуют на экуменических богослужениях и иногда принимают участие в литургиях другой Церкви, они не причащаются вместе, потому что между католиками и православными нет евхаристического общения. В Румынии напряжение в отношениях между Православной и Греко-Католической Церквами очевидно.

Некоторые православные верующие сочли грубым нарушением канонов совместное причастие православного митрополита с католическим епископом, а Румынский патриархат выпустил заявление, в котором говорится, что на следующем заседании Синода, в июле, митрополита Николая "могут попросить дать соответствующее объяснение". В заявлении патриархата также отмечается, что экуменические отношения с католиками "и так весьма хрупкие, не улучшились, а, скорее, усложнились" в результате совместного причастия иерархов.

Митрополит Николай был одним из первых православных епископов, признавших факт своего сотрудничества с секретными службами при коммунистическом режиме. Он был среди немногих православных иерархов, готовых вернуть церковную собственность, конфискованную коммунистическим правительством у католиков в 1948 году и переданную под контроль официальной православной Церкви.