пятница, октября 31, 2008

Преодоление исторических ошибок РПЦЗ и объединение истинного православия - главные темы Первого Освященного Собора РИПЦ, проходящего в Одессе

(Церковные ведомости — Вертоградъ, Одесса)

Первый в истории самостоятельного канонического бытия Русской Истинно-Православной Церкви (РИПЦ), ранее также известной как "лазаревская ветвь" РПЦЗ(В) (по имени своего первого предстоятеля - Архиепископа Лазаря (Журбенко)), начался 26 октября, в Неделю св. отец Седьмого Вселенского Собора, в кафедральном Синодальном соборе св. прав. Иоанна Кронштадтского в Одессе (Украина), сообщает корреспондент "Портала-Credo.Ru".

В соответствии с благословением Митрополита Виталия, весной 2002 года российские архиереи РПЦЗ(В) - архиепископ Лазарь и епископ Вениамин - звявили о переходе на самоуправление и создали Архиерейский Синод РИПЦ, который приступил к новым архиерейским хиротониям. Вскоре Архиерейский Собор РПЦЗ(В) признал эти деяния неканоничными, а благословение Митрополита Виталия - не имеющим силы. Однако в состав РИПЦ вошло значительное число приходов, ранее находившихся в юрисдикции РПЦЗ, в Украине, на юге России и в Сибири. В процессе дальнейшего распада РПЦЗ к РИПЦ перешли прихода во Франции (включая знаменитый Леснинский монастырь), США и Латинской Америке. В настоящее время РИПЦ объединяет около 200 приходов в более чем 20 странах мира и активно налаживает связи с истинно-православными юрисдикциями разных стран.

Накануне начала Собора, 25 октября, его участники отслужили панихиду по первоиерархам РПЦЗ Митрополитам Антонию, Анастасию, Филарету и Виталию, и по Схиархиепископу Лазарю, первому председателю Архиерейского Синода РИПЦ.

По окончании Божественной литургии в Свято-Иоанновском храме 26 октября Архиепископ Тихон зачитал Послание Архиерейского Синода к пастве, посвященное предстоящему прославлению Митрополита Филарета и Отцов-Исповедников Русской Катакомбной Церкви. Иерарх призвал паству принять молитвенное участие в этом великом торжестве, которое состоится 1 ноября на Всенощном бдении.

После перерыва начались молебен пред Иверской иконой Божией Матери Благоухающей о благополучном совершении Освященного Собора и чин на открытие Собора. Архиепископ Тихон произнес молитву: "Священный Архиерейский Синод Русской Истинно-Православной Церкви, вознося благодарение Господу, благоволившему осуществить ныне чаяния боголюбивыя паствы нашея, объявляет открытие Освященнаго Собора Русской Истинно-Православной Церкви. Господь наш Иисус Христос, создавший Церковь Свою святую и давши обетование, что врата адовы не одолеют Ея, собрал нас сегодня Духом Своим Святым для решения вопросов Церкви земной. Да воспросим мы у Господа словами Святаго Ефрема Сирина: Дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй нам, Господи, рабам Твоим, дабы не плотию, но духом вести разсуждения о делах наших. Осени кровом крыл Благодати Твоея Собор наш, благослови деяния наши во Славу Имени Твоего Святаго. Аминь".

27 октября после Божественной литургии состоялось первое рабочее заседание Собора. Архиепископ Тихон огласил повестку дня и программу Собора, предложенные Архиерейским Совещанием, которые Собор рассмотрел и утвердил. Затем Председателем Собора был прочитан доклад на открытие Собора.

С большим и обстоятельным докладом, посвященным прославлению свт. Филарета, выступила монахиня Евфросиния (Молчанова), насельница Леснинской женской обители во Франции, которая знала лично Митрополита Филарета и с детских лет окормлялась у него. Затем были сделаны доклады о прославлении Отцов-Исповедников Катакомбных, а также святителей Митрополита Московского Макария (Невского), архиепископа Иннокентия Херсонского, епископов Игнатия (Брянчанинова) и Феофана Вышенского Затворника. Собором принято единодушное решение о прославлении их в лике святых. В отношении святителей Игнатия и Феофана было решено выяснить, с какой формулировкой Собор РПЦЗ 2000 г. принял решение об их прославлении, так как докладчик обратил внимание на то, что святителей Игнатия и Феофана на Соборе РПЦЗ в 2000 г. не прославили, а лишь "присоединились к канонизации", совершенной в РПЦ МП. Собор утвердил Акты о прославлении св. Филарета и Отцов-Исповедников Катакомбной Церкви.

После перерыва с приветственным словом от имени Истинно-Православной Сербской Церкви выступил иеросхимонах Акакий, возглавивший прибывшую на Освященный Собор РИПЦ делегацию Сербской Церкви. Иеросхимонах Акакий написал икону св. Филарета к предстоящему прославлению, а схимонахиня сербского монастыря написала службу ему. Все это Сербская Истинно-Православная Церковь преподнесла как дар своей сестре Истинно-Православной Русской Церкви.

Затем продолжилось обсуждение вопросов о прославлении в лике святых угодников Божиих, были названы многие имена подвижников веры и благочестия. Собор принял решение передать эти предложения в Синодальную Комиссию по прославлению для тщательного изучения жизни и подвигов каждого из предложенных к прославлению подвижника.

Затем Архиепископ Тихон выступил с докладом о необходимости установления скорбно-покаянных дней в грехах вероотступничества и богоборчества русского народа и о поминовении жертв богоборческих коммунистических репрессий. Обсуждение доклада было перенесено на следующий день работы Собора.

28 октября заседание Собора началось с оживленной дискуссии, посвященной докладу Архиепископа Тихона. Тема февральской и октябрьской революций по-прежнему болезненна для многих чад РИПЦ, поэтому Собор принял специальный документ, посвященный покаянию в грехах вероотступничества и богоборчества.

На тему отношения к официальному православию, и более конкретно – о чиноприеме из Московской патриархии, вновь выступил с обширным докладом Архиепископ Тихон, которого дополнил епископ Гермоген. После дискуссии принято решение о приеме клириков из РПЦ МП в РИПЦ через хиротесию. При этом вид и длительность епитимии должны устанавливаться правящим архиереем в каждом случае отдельно.

С докладом о крещении троекратным погружением выступил иерей Константин Каунов, который предложил всех, крещенных в РПЦ МП обливательно, крестить "яко некрещеных". Сербский иеросхимонах Акакий рассказал по просьбе Собора, какая практика в отношении крещеных обливанием при приеме их из официальной церкви существует в Греческой и Сербской Истинно-Православных Церквах. Участники Собора пришли к мнению, что ради пастырской икономии каждый конкретный случай должен разбираться отдельно и окончательное решение по этому вопросу принадлежит правящему архиерею.

Вечернее заседание Собора 28 октября было посвящено теме глобализации и связанной с ней проблеме ИНН, микрочипов и т.д. С докладом о глобализации выступил чтец Виталий Шумило, а игумен Илия (Емпулев) выступил с докладом об ИНН. Теме ИНН и микрочипам был также посвящен доклад протоиерея Тарасия Кравченко. Иеродиакон Никон (Смирнов) выступил с обширным докладом, посвященным этой же теме, вторая часть которого была перенесена на следующий день.

Освященный Собор РИПЦ продолжит свою работу в Одессе до конца текущей недели.

На Собор РИПЦ прибыли епископы "хризостомовского" Синода ИПЦ Греции для обсуждения вопроса о каноническом общении двух Церквей

(Церковные ведомости — Вертоградъ, Одесса)

На Первый Освященный Собор Русской Истинно-Православной Церкви (РИПЦ) в Одессу 29 октября прибыли два официальных представителя ИПЦ Греции ("хризостомовского" Синода) – секретарь Синода епископ Марафонский Фотий и член Синода епископ Хризостом.

Как сообщают источники "Портала-Credo.Ru" на Соборе, греческие иерархи официально уполномочены "хризостомовским" Синодом ИПЦ Греции вести переговоры с Синодом РИПЦ об установлении братского евхаристического общения. Поскольку Архиепископ Хризостом II (Киюсис) Афинский уже очень стар и не может совершить столь дальнее путешествие в Россию, то предложено, чтобы для установления общения Архиепископ Тихон посетил святые места Греции и Афона.

30 октября Освященный Собор РИПЦ, при участии архиереев ИПЦ Греции и представителей ИПЦ Сербии, приступит к обсуждению и утверждению Исповедания Веры РИПЦ.

Древлеправославный Патриарх Александр (Калинин) провел в Греции богословский диалог с иерархами старостильных юрисдикций

("Портал-Credo.Ru" — Вертоградъ, Афины)

С официальным визитом посетил во второй половине октября Грецию предстоятель Русской Древлеправославной Церкви (РДЦ) Патриарх Московский и всея Руси Александр (Калинин). 17-20 октября Патриарх возглавил официальный богословский диалог с представителями митрополии Месогеи и Лавреотики Истинно-Православной Церкви Греции, также известной как "кириковская ветвь матфеевской иерархии".

Начало богословскому диалогу РДЦ с греками-старостильниками было положено два года назад, когда Патриарх Александр впервые посетил Грецию с официальным визитом. Возглавляемая им Церковь является второй по численности в России религиозной организацией старообрядцев-поповцев, она также известна под названиями "беглопоповской" и "новозыбковской иерархии", главный храм Церкви – патриарший Покровский собор – находится в центре Москвы, у площади Павелецкого вокзала. С момента восстановления трехчинной иерархии РДЦ в 1923 г. и до ее Собора 2002 г. предстоятель Церкви имел титул Архиепископа; патриарший титул ее нынешнего предстоятеля, в свое время закончившего духовные школы РПЦ МП, официально не признан Московской патриархией.

Во время нынешнего визита в Грецию Патриарха Александра сопровождали епископ Сибирский Сергий и протоиерей Андрей Марченко. Со стороны "кириковской ветви" в богословском диалоге приняли участие митрополит Месогеи и Лавреотики Кирик и глава автокефальной Истинно-Православной Церкви Кипра Митрополит Китийский Парфений. На обратном пути, 21 октября в Афинах, Патриарх Александр имел встречу с иерархами "каллиникитского Синода" ИПЦ Греции.

Один из ближайших сотрудников митрополита Кирика, священник Андрей Сиднев, комментируя итоги встречи, отметил: "В отличие от утративших Апостольское Преемство и Апостольское Исповедание Веры РПЦЗ и МП, иерархия РДЦ никогда не состояла в общении с еретиками-экуменистами. В рамках Богословского диалога уже на данный момент можно говорить о полном догматическом единомыслии Церквей, единомыслии в отношении к современным схизмоересям. Остаются вопросы исторического плана: выработка честной и непредвзятой оценки разделения в Русской Православной Церкви XVII века, вопроса о перстосложении и других". По мнению о. Андрея, есть основания надеяться, что "эти вопросы будут решены".

Глава Российской епархии "каллиникитского Синода" ИПЦ Греции епископ Олимпийский Нектарий (Яшунский), со своей стороны, утверждает, что Патриарх Александр сам выступил с инициативой начала диалога с этим Синодом. По словам епископа, "один из основателей иерархии РДЦ Стефан Расторгуев относился к тому же кругу, что и наши катакомбщики".

"Устновление общения с греками-старостильниками - еще один способ резкого противопоставления Русской Древлеправославной Церкви и РПЦ МП"

Интервью с настоятелем храма св. преподобномуч. Елисаветы Федоровны (Санкт-Петербург, РПАЦ) игуменом Григорием (Лурье)

"Портал-Сredo.Ru": С точки зрения Истинного Православия, или, как его иногда называют в религиоведческом обиходе, "альтернативного" Православия, что разделяет ИПЦ и старообрядчество?

Игумен Григорий: На мой взгляд, старообрядцы-поповцы не являются отступившими от Церкви сообществами. Лично мне представляется, что они являются частью Истинной Церкви. Поскольку их отделение произошло вследствие антиканонических действий церковных властей и особенно поместных Соборов 1666-67 годов, среди решений которых имеются прямо еретические, не говоря о просто безумных, - то они и не образовывали раскола.

Да и само разделение было условным. Да, я понимаю, что старообрядцы думают иначе, но я тут излагаю не их точку зрения, а мое собственное представление о том, что происходило на самом деле. В этом я могу ошибаться, но прниципиальной для меня позицией является выяснение того, что происходило с Церковью, а не того, что об этом думали те или иные деятели.

Поэтому я не скрою, что отношусь очень скептически (чтобы не сказать "с юмором") ко всем старообрядческим теориям относительно происхождения у них священства. Я считаю, что их священство - это просто обычное священство Православной Церкви, восходящее у обеих поповских иерархий к тому времени, когда "мировое православие" еще не было заражено ересью экуменизма.

Поэтому единственный реальный барьер к нашему общению со старообрядцами-поповцами - их собственная приверженность старообрядческой субкультуре, то есть их обрядоверие.

Но этот барьер весьма существенный, и не только потому, что он не допускает самих старообрядцев к общению с "никониянами" (даже если мы анафематствуем разбойнические московские Соборы XVII века, что было бы хорошо сделать и для нас самих, безотносительно к старообрядцам). За приверженностью к особенной субкультуре у старообрядцев культивируется своеобразная аскетика. Не хочу ее обсуждать подробно, а просто замечу, что мне она кажется чрезвычайно болезненной. И самое в ней плохое - вовсе не миссионерская бесперспективность (тут как раз все не так плохо: идея субкультурного гетто всегда будет находить спрос, хотя и не особо широкий), а ее почти сознательный разрыв с аскетикой византийских отцов. Их предание заменяется преданиями эпохи "Домостроя", то есть московского изоляционизма XVI века, да еще и с наложением западно-русских (католических и униатских) влияний первой половины XVII века.

Общаясь со старообрядчеством, нужно понимать, что Святой Руси XIV-XV веков, Феофана Грека и Нила Сорского, мы не увидим. Старообрядчество консервирует церковную культуру тех, кто сначала эту Святую Русь разрушал, а потом сам же и напоролся на то, за что боролся.

- Согласны ли Вы с утверждением, что Патриарх Александр начал Богословский диалог с греками-старостильниками потому, что ему не хватает "внутренней легитимации" в России - как в старообрядческой среде, так и со стороны РПЦ МП?

- Пожалуй, не согласен.

"Легитимация" в среде его собственной юрисдикции зависит от куда более "посюсторонних" благотворителей, нежели от "потусторонних" греков.

Что касается РПЦ МП, то, скорее, Патриарх Александр все время стремится уйти из-под ее опеки. Пока что наиболее резким его шагом в этом направлении было принятие патриаршего сана в 2002 году. Устновление общения с греками-старостильниками, причем, совершенно неважно, какой именно юрисдикции (то есть важно, но не по догматическим и не каноническим критериям), - это еще один способ резкого противопоставления РДЦ и РПЦ МП.

Мне кажется, что основной порыв Патриарха Александра - именно "эмансипационный". Еще неизвестно, что там удастся установить с греками, но уже и сами поездки такого рода - прекрасная возможность пофрондировать.

- Предполагаете ли Вы включение, со временем, в процесс "собирания осколков" Русского Православия, которым сейчас занимаются преимущественно "ветви" распавшейся РПЦЗ, и старообрядческих согласий?

- В случае успеха объединительных процессов между нашими "осколками" такое мне кажется вполне возможным, но не для всего поповского старообрядчества, а только его меньшинства, по мере разрыва этого меньшинства со старообрядческим официозом. Что же касается официоза, то он уже и сейчас управляется из РПЦ МП, и в дальнейшем это, по-моему, должно сохраниться.

Беседовал Александр Солдатов,
"Портал-Credo.Ru"