понедельник, мая 22, 2006

ПОЛГОДА БЕЗ СИНОДА

Меморандум Секретариата Инициативной группы духовенства и мирян Российской Православной (Автономной) Церкви в связи с фактическим прекращением деятельности Архиерейского Синода РПАЦ

8/21 мая 2006 г.
Неделя о Самаряныне,
Св. Апостола Иоанна Богослова

Канонические нарушения в организации управления РПАЦ, паралич церковной власти и другие особенности нынешнего положения дел в нашей Церкви принуждают нас, клириков, монашествующих и мирян Российской Церкви, создающих Инициативную группу с целью подготовки к созыву каноничного Освященного Собора, выступить с этим Меморандумом. Задача сего документа — обозначить самые важные особенности нынешнего положения нашей Церкви. Подробный канонический анализ, а также программа действий, направленных на созыв Собора, остаются за рамками этого краткого Меморандума и будут предложены в свое время.


I. Особенность нынешнего положения в РПАЦ

С 5 сентября 2005 года в нашей Церкви не собирался Архиерейский Синод. На его последнем заседании были приняты решения, противоречащие как церковным канонам, так и собственным решениям Синода прежних лет. Одновременно от активного церковного управления устранился Митрополит Валентин. Это привело к вакууму Высшей церковной власти в РПАЦ, в результате чего каждая епархия и многие приходы фактически перешли к автономному управлению.

Вместе с тем, самороспуск Архиерейского Синода и самоустранение от дел Митрополита не создали пока сколько-нибудь серьезных трудностей в нашей церковной жизни. Это говорит о том, что фактически наша Церковь руководилась не Синодом, а непосредственно канонами и традициями, как и в эпоху более жестких гонений, когда она находилась в катакомбах.

II. Высшая церковная власть в РПАЦ

Согласно канонам Православной Церкви и Уставу РПАЦ, высшим органом церковной власти в нашей Церкви является Архиерейский Собор, который, как известно, ни разу не созывался. Лишь Собор правомочен сформировать подотчетные ему органы церковного управления и выбрать подотчетного ему Предстоятеля Церкви. Долг созыва такого Собора, по смыслу Указа св. Патриарха Тихона № 362, которым руководствуется наша Церковь как временное церковное объединение внутри Поместной Российской Церкви, лежит на старейшем по хиротонии иерархе. Многие Новомученики Российские писали митрополиту Сергию, что единственной его задачей как временного главы Церкви является созыв Собора, а не принятие "под свою ответственность" принципиальных решений. За 11 лет своего управления Церковью Митрополит Валентин не исполнил этого долга временного главы Церкви.

Наоборот, власть Архиерейского Собора неканонично сосредоточилась в руках Первоиерарха, который создал при себе Синод в качестве совещательного органа и без самостоятельных полномочий.

III. Первоиерарх и Синод

Положение Митрополита Валентина как Первоиерарха нашей временной церковной организации было очевидным, потому что он старейший по хиротонии иерарх этой организации. Однако власть Первоиерарха такой организации не равна власти Собора Епископов. В РПАЦ Первоиерарх стал единственным центром ничем не ограниченной власти, что привело к искажению всего канонического строя нашей Церкви.

Синод РПАЦ в его нынешнем виде не имеет постоянного состава, сформирован не Собором, а Первоиерархом, не имеет документально обозначенного круга обязанностей и полномочий. Поэтому он является органом, выражающим личную волю того, кто его подбирает, то есть Первоиерарха, и ни в какой степени не является каноническим органом церковного управления.

Наш Синод подобен не Архиерейскому Синоду РПЦЗ или Священным Синодам греческих Церквей, а "Временному патриаршему синоду" митрополита Сергия (Страгородского), который также был подобран в 1927 году лично первоиерархом как совещательный орган и не имел собственных полномочий. Цель создания синода митрополита Сергия была аналогичной: прибавить видимость соборного мнения архиереев своим единоличным решениям. Однако если в РПАЦ состав Синода вообще не объявляется, не предусматривается указами, а каждый раз заново произвольно подбирается Первоиерархом, то у митрополита Сергия сохранялась какая-то канцелярская процедура формирования синода, и его состав был четко определен.

Уместно при этом напомнить, как отнеслись к созданию сергианского синода Новомученики и Исповедники Российские. Новосвященномученик Кирилл, Митрополит Казанский считал создание сергианского синода коренным изменением самой системы церковного управления, которое «превышает компетенцию и самого Местоблюстителя Патриаршего Престола». «До тех пор, пока митрополит Сергий не уничтожит учрежденного им Синода, — пишет св. Кирилл, — ни одно из его административно-церковных распоряжений, издаваемых с участием так называемого патриаршего Синода, я не могу признать для себя обязательным к исполнению».

Наша антисергианская Истинно-Православная Церковь руководилась органом, подобным синоду митрополита Сергия. Осуждение Новомучениками Российскими самого устройства сергианской церковной власти обрушивается и на Архиерейский Синод РПАЦ.

Поэтому, с канонической точки зрения, подлинного Архиерейского Синода РПАЦ никогда не существовало. Все решения этого органа не имеют канонической силы. Фактическое упразднение Архиерейского Синода РПАЦ, которое произошло сейчас, естественно, канонично и уже давно было требованием церковной жизни.

IV. Форма управления РПАЦ в предсоборный период

Теоретически, наша Церковь руководится соборно иерархами, оказавшимися в одинаковом каноническом положении. По изложенным выше причинам, такого соборного иерархического руководства у нас сейчас нет, и оно может быть создано только предстоящим Освященным Собором.

Поэтому, пока Собор не собрался, каждая епархия РПАЦ находится в состоянии вынужденной автономии, на которую, как известно, уже благословлял российских иерархов Местоблюститель Патриаршего Престола святитель Агафангел Ярославский. Большой опыт такой вынужденной автономии накопила и Катакомбная Церковь, примеру которой мы должны последовать. Главное в этом временном состоянии — направить все усилия на подготовку и созыв Освященного Собора.

Поскольку Соборная Церковь, которую мы исповедуем в Символе Веры, объединяет не одних только иерархов, но и всех вообще верных, подготовка Собора — задача каждого чада нашей Церкви. И да восторжествует, благодатью Святого Духа, принцип соборного и каноничного управления в нашей Церкви, и да не возникнет впредь ни у кого соблазна присваивать себе церковную власть сергианским путем!

Секретариат Инициативной группы:

Игумен Григорий
Александр Солдатов