понедельник, августа 08, 2005

Игумен Григорий (Лурье) запрещен в священнослужении по обвинению в интернет-публикации книги иеросхимонаха Антония (Булатовича)

(Вертоградъ, Санкт-Петербург)

Указ Высокопроесвященнейшего Митрополита Валентина, Первоиерарха Российской Православной Церкви, о запрещении в священнослужении настоятеля санкт-петербургского храма РПАЦ во имя св. новопреподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны поступил в Санкт-Петербург 7 августа. Указ датирован 20 июля, однако ранее о нем не сообщалось.
Со ссылкой на протокол № 51 заседания Архиерейского Синода РПАЦ от 20 июля в указе сообщается, что "на протяжении многих лет" на имя Синода поступили письма духовенства и мирян, содержащие жалобы на деятельность игумена Григория (Лурье) в Интернете. Как утверждается в протоколе, о. Григорий допускает "антицерковные рассуждения, внедрение ереси "Имябожия" в Российской Церкви" и якобы преследует цель "взорвать РПАЦ из внутри". В протоколе, в частности, приводятся имена двух авторов подобного рода писем - это викарии Суздальской епархии на Украине Преосвященные Епископы Иларион и Геронтий. В протоколе также указывается, что названные Преосвященные присутствовали на заседании Синода, однако, по свидетельству корреспондента "Вертограда", 20 июля в Суздале, где проходило заседание Синода, Епископов Илариона и Геронтия не было. Как разъяснили "Вертограду" в Синодальной канцелярии, фразу протокола о "присутствии" Епископов Илариона и Геронтия следует понимать в том смысле, что они ознакомились с протоколом и подписали его. Это обстоятельство служит объяснением того, что документы, принятые 20 июля, начали публиковаться и распространяться лишь в начале августа.
В указе и протоколе Синодального заседания отмечается, что иерархи РПАЦ неоднократно просили игумена Григория "прекратить распространять ересь "Имябожия". По мнению авторов документа, о. Григорий нарушил данные им Архиерейскому Синоду обещания не затрагивать темы, связанные с этой "ересью", во всемирной компьютерной сети. Однако в указе приводится лишь один пример такого нарушения - размещение в интернет-издании, которое Митрополит Валентин назвал "Портал KREDO.RU" (в Синодальном протоколе оно названо "Портал-РУ"), некоторых произведений иеросхимонаха Антония (Булатовича) (нач. ХХ в.). По предположению "Вертограда", в указе подразумевается независимое информационно-аналитическое издание "Портал-Credo.Ru", не имеющее отношения к РПАЦ. Как сообщили "Вертограду" в редакции этого издания, тексты иеросхимонаха Антония были размещены редакцией самостоятельно, без всякого участия игумена Григория (к настоящему времени эти тексты сняты из "Библиотеки" Портала). Более того, по уставу "Портала-Credo.Ru", игумен Григорий не может оказывать никакого влияния на подобные публикации, так как не является сотрудником или учредителем Портала. Редакция "Портала-Credo.Ru" намерена в ближайшее время сделать официальное заявление по поводу этого инцидента.
Из текста протокола Синодального заседания ("отец Григорий (Лурье) в начале 2005 года просил принять его повторно в лоно РПАЦ") следует, что игумен Григорий покидал юрисдикцию Российской Церкви, однако он сам и члены его прихода это категорически отрицают. В период с ноября 2003-го по февраль 2005 года игумен Григорий находился в заштате, продолжая окормлять свою паству. В начале нынешнего года он не только был восстановлен в штате, но и награжден Митрополитом Валентином саном игумена.
В обоих документах - указе и протоколе - постоянно подчеркивается, что взгляды иеросхимонаха Антония (Булатовича) являются "лжеучением", а также говорится о "ереси "Имябожников", содержание которой, впрочем, не указывается. В 2003 году Архиерейский Синод РПАЦ принял постановление, согласно которому публичное обсуждение этой проблематики в Российской Церкви воспрещается вплоть до окончательного решения Собора всей Полноты Российской Церкви о том, является ли данное учение ересью.
В указе утверждается, что если игумен Григорий дерзнет совершать таинства, они будет "не действительны" и послужат ему "в осуждение".
Архиерейский Синод постановил временно назначить настоятелем Свято-Елисаветинского храма в Санкт-Петербурге иеромонаха Даниила (Элькинда), клирика этого храма.
В ответ на просьбу "Вертограда" прокомментировать этот указ, игумен Григорий с огорчением заявил, что он будет его безусловно исполнять. Указ был получен им 7 августа после воскресной литургии, поэтому чин погребения, назначенный на время после литургии, он совершать не стал. О. Григорий намерен в ближайшее время написать объяснение по сути вмененных ему в указе церковных преступлений.

Обращение Первоиерарха РПЦЗ(В) Митрополита Виталия по поводу кончины Схиархиепископа Лазаря

Я считаю своим христианским долгом выразить соболезнование всем, кто был близок к усопшему Архиепископу Лазарю. Все мы проводим свою земную жизнь, живя по своей совести и умирая надеемся на милость Божию, что Господь не забудет сделанное нами добро и простит нам наши прегрешения. У каждого человека есть ум, есть чувства, которые в его сердце. Об этом никто не будет спорить.
Бог создал человека по образу Своему и по подобию, а не второго бога. Кто же такой человек? Вот это самая большая загадка. Эту землю посетили уже миллиарды и миллиарды людей, многие из которых давно ушли обратно в землю, как сказано - земля еси и в землю отыдеши.
И так, призываю всех к взаимной молитве. Все мы ходим, как говорится, под Богом и не знаем когда настанет наш смертный час.
Желаю всем, как и себе самому, покинуть эту землю, оставив после себя добрую славу о Вечном Спасении.
+ Митрополит Виталий
17/30 июля, 2005 года

среда, августа 03, 2005

Первоиерарх Российской Православной Церкви запретил в священнослужении трех клириков РПАЦ в США

(Суздальские епархиальные ведомости - Вертоградъ, Суздаль)

Высокопреосвященнейший Митрополит Суздальский и Владимирский Валентин, Первоиерарх Российской Православной Церкви, своим Указом № 63 от 13/26 июля 2005 г. запретил в священнослужении трех клириков РПАЦ в США: настоятеля храма Воскресения Христова в Вустере (шт. Массачусетс) протопресвитера Виктора Мелехова, бывшего благочинным приходов РПАЦ в США; настоятеля храма св. праведного Иоанна Русского в Ипсвиче (шт. Массачусетс) протоиерея Спиридона Шнайдера и клирика того же храма иерея Христофора Джонсона. Как говорится в Указе, эти клирики были подвергнуты каноническому прещению «за нарушение церковной дисциплины, интриганство, прекращение поминовения своего правящего Архиерея за богослужением, негативную пропаганду среди духовенства, внесение смуты в Ризоположенском женском монастыре» г. Суздаля.

По сведениям официального органа Суздальской епархии РПАЦ журнала "Суздальские епархиальные ведомости", в середине июля протопресвитер Виктор Мелехов прибыл в Россию, не поставив в известность своего правящего Архиерея - Митрополита Валентина - и Архиерейский Синод. При храме РПАЦ в подмосковном городе Дмитрове он провел совещание, на которое пригласил Архиепископа Яранского и Вятского Антония с целью "увлечь его в раскол", и с участием Архиепископа Сухумского и Абхазского Серафима, "которого также планировалось увлечь в раскол", рукоположить для США независимого епископа (кандидатом во епископы был избран священник Христофор Джонсон). Протопресвитер Виктор Мелехов и протоиерей Спиридон Шнайдер прекратили поминовение за Богослужениями своего правящего Архиерея - Митрополита Суздальского и Владимирского Валентина, - вместо которого неканонически стали возносить имя Архиепископа Антония, члена Архиерейского Синода РПАЦ. По сообщению журнала "Суздальские епархиальные ведомости" оо. Виктор и Спиридон оказали давление на протоиерея Дионисия МакГоуэна, настоятеля храма св. Василия Кинешемского в Колорадо Спрингс (шт. Колорадо), с целью также увлечь его в раскол.

19 июля в Суздаль прибыли две послушницы прот. Виктора Мелехова, которые стали призывать насельниц Ризоположенской женской обители во главе с катакомбной схиигуменией Евфимией уйти в раскол. С аналогичными призывами они обращались к Архиепископу Антонию и некоторым клирикам и мирянам г. Суздаля.

На заседании Архиерейского Синода, состоявшемся 21 июля в Суздале, Архиепископ Антоний подробно рассказал об усилиях запрещенных клириков по созданию нового раскола. По некоторым сведениям, протопресвитеру Виктору Мелехову удалось добиться от Архиепископа Антония письменного согласия на отделение от Архиерейского Синода, от которого иерарх отказался на заседании Синода.

Оо. Виктор Мелехов и Спиридон Шнайдер известны в истинно-православном мире как "блуждающие клирики", многократно менявшие юрисдикции и создававшие конфликтные ситуации. До своего присоединения к РПАЦ они находились в РПЦЗ(В), где о. Спиридон был запрещен в священнослужении, а о. Виктор признан лишенным сана.

Митрополит Валентин создал следственную комиссию для разбора обвинений, выдвигаемых против игумена Григория (Лурье)

(Вертоградъ, Суздаль)

Следственную комиссию "по делу о. Григория (Лурье)" создал своим Указом от 20 июля Высокопреосвященнейший Митрополит Суздальский и Владимирский Валентин, Первоиерарх Российской Православной Церкви. До сих пор официально не опубликованный, этот Указ был, в частности, размещен в Интернете членом вновь созданной комиссии священником Алексием Лебедевым, настоятелем санкт-петербургского прихода РПАЦ во имя иконы Божией Матери "В скорбех и печалех Утешение".

В своем Указе Митрополит Валентин ссылается на принятый в тот же день Архиерейским Синодом РПАЦ Указ № 51, который также не опубликован. Последнее заседание Архиерейского Синода проходило в Суздале 20-21 июля "за закрытыми дверями", и канцелярия Синода не распространила о нем никакой информации. Как стало известно "Вертограду", в этом заседании, помимо Митрополита Валентина, участвовали Архиепископ Борисовский и Отрадненский Феодор, Архиепископ Яранский и Вятский Антоний, Епископ Тульский и Брянский Иринарх и Епископ Челябинский Севастиан.

В Указе Митрополита Валентина фактически сформулированы обвинения, которые выдвигались в последнее время в адрес игумена Григория из внецерковной среды и использовались для пропаганды против РПАЦ в целом: "Пагубная деятельность в Интернете, в клубе самоубийц, распространение ереси «Имябожников» и муссирование лжеучения ереси схииеромонаха Антония Булатовича". В 2003 году Архиерейский Синод РПАЦ запретил обсуждение проблемы "имябожия" в церковной среде вплоть до рассмотрения этого вопроса на Соборе Российской Церкви. Священноначалие Российской Церкви и ранее воздерживалось от окончательного суждения по этому сложному вопросу, учитывая то, что его не успел рассмотреть последний свободный Поместный Собор 1917-18 гг. Указ также предписывает следственной комиссии сообщить о результатах своей работы рапортом на имя Архиерейского Синода в течение месяца, то есть до 20 августа.

Следственную комиссию возглавил Архиепископ Яранский и Вятский Антоний; в ее состав вошли Архиепископ Сухумский и Абхазский Серафим, архимандрит Иаков (Антонов), клирик Суходольского викариатства Суздальской епархии (Украина), протоиерей Михаил Ардов, настоятель храма св. Царя-Мученика Николая и Новомучеников Российских в Москве, протоиерей Аркадий Маковецкий, настоятель храма св. Василия Великого в селе Борисовском под Суздалем, протоиерей Николай Хирный, настоятель храма в станице Отрадная Краснодарского края, протоиерей Николай Кобычев, настоятель храма во имя Владимирской иконы Божией Матери в Ярославле, протоиерей Валерий Ельцов, настоятель храма в г. Воткинске (Удмуртия), и священник Алексий Лебедев, настоятеля храма во имя иконы Божией Матери "В скорбех и печалех Утешение" в Санкт-Петербурге.

Как сообщил "Вертограду" член комиссии протоиерей Михаил Ардов, к нему пока не поступало никакой информации о формате и сроках работы комиссии. О. Михаил также признался, что он плохо разбирается в проблематике, которая обозначена в Указе Митрополита Валентина, и считает, что важные догматические вопросы не могут решаться в таком порядке.

Игумен Григорий (Лурье) присоединился к РПАЦ в чине чтеца в 1999 году. До этого он более двух лет находился в РПЦЗ и фактически возглавлял санкт-петербургскую общину св. Новопреподобномученицы Великой Княгини Елисаветы Феодоровны, основанную священномучеником протоиереем Александром Жарковым. В Суздале он был рукоположен в сан священника и стал настоятелем храма св. Елисаветы в Санкт-Петербурге, а в 2000 году пострижен в мантию с именем Григорий. С ноября 2003 г. был почислен в заштат. В феврале нынешнего года Первоиерарх РПАЦ удостоил о. Григория сана игумена. Игумен Григорий широко известен как ученый патролог - за свое исследование истории и доктрины раннего египетского монашества он удостоен степени кандидата философских наук.

Митрополит Валентин совершил пастырскую поездку на Украину и юг России, а также возглавил торжество в Москве

(Суздальские епархиальные ведомости - Вертоградъ, Смела (Украина) - Суходол (Украина) - Советка (Ростовская обл.) - Сухуми - Москва - Суздаль)

23 июня Высокопреосвященнейший Митрополит Валентин, Первоиерарх Российской Православной Церкви, и Преосвященный Епископ Смелянский Иларион совершили вечернее богослужение в кафедральном храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» в г. Смела Черкасской области Украины, а на следующий день, 24 июня, Божественную литургию, за которой все молящиеся причастились Тела и Крови Христовых.

25 июня Митрополит Валентин вместе с Преосвященным Геронтием, Епископом Суходольским, совершил Всенощное бдение, а на следующий день, 26 июня Божественную литургию в кафедральном храме во имя блаженной Ксении Петербургской в г. Суходол Луганской области Украины, за которой, по просьбе Преосвященного Геронтия, иеромонах Вонифатий, прослуживший в священном сане более 10 лет, был возведен в сан игумена, а диакон Александр Селихов - рукоположен во иереи. После Божественной литургии состоялась общая трапеза, на которой присутствовали глава городской госадминистрации Якубов С.И. и его сотрудники. После трапезы Митрополит Валентин наградил грамотами г-на Якубова С.И., директора местного училища Лисицу В.И. и старосту Токарева В.В. Первоиерарх осмотрел три часовни, которые были построены трудами и заботами Преосвященного Епископа Геронтия, архимандрита Иакова (Антонова), Лисицы В.И. и Токарева В.В.

Митрополит Валентин встретился с настоятелем Суздальского синодального подворья в с. Советка Ростовской области игуменом Артемием (Смитченко), а также с руководителями администрации с. Советка, которым за оказанную помощь в благоустроении подворья были вручены похвальные грамоты. Благочинный церквей Ставропольского округа Суздальской епархии РПАЦ протоиерей Георгий Новаковский и настоятель Свято-Ольгинского храма г. Железноводска протоиерей Роман Новаковский рассказали Первоиерарху о продолжающихся гонениях на духовенство и верных Российской Православной Церкви, организованных главой Ставропольской епархии МП Феофаном (Ашурковым) при поддержке краевых и местных властей. В ходе своей поездки по Северному Кавказу Владыка Валентин также посетил Абхазию.

В ночь с 16 на 17 июля, на праздник святых Царственных мучеников, Высокопреосвященнейший Митрополит Валентин возглавил Всенощное бдение и Божественную литургию в храме святых Царственных мучеников на Головинском кладбище в Москве в сослужении настоятеля храма, благочинного церквей Московского округа Суздальской епархии протоиерея Михаила Ардова и диакона Алексия Соколова.

17 июля Митрополит Валентин вернулся в Суздаль.

Ставропольский суд признал права РПАЦ на храм в Железноводске

(Портал-Credo.Ru – Вертоградъ, Железноводск (Ставропольский край))

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского края 22 июля признала право прихожан церкви св. Ольги в Железноводске отстаивать здание своего храма, которое в начале 2005 года было самовольно передано железноводской мэрией во владение Московской патриархии.

Как отметил в интервью корреспонденту "Портала-Credo.Ru" настоятель Свято-Ольгинской церкви Железноводска, входящей в юрисдикцию Российской Православной Церкви, протоиерей Роман Новаковский, 30 верующих, которые принимали непосредственное участие в постройке здания храма в 1982-89 гг., решили подать иск против мэрии от лица прихожан. Однако суд Железноводска отказался рассматривать дело "автономных православных", заявив о том, что члены прихода не могут иметь никаких прав на церковное здание. После этого община обратилась в районный суд Минеральных Вод, но и там судья фактически отказалась рассматривать это дело. Только после этого, как была подана кассация в Ставропольский краевой суд, началось рассмотрение дела по существу.

Прот. Роман Новаковский отметил, что верующих, да и самих судей, шокировало поведение городских чиновников в Арбитражном суде Железноводска. 20 июля, во время судебного заседания, было оглашено письмо мэра города Анатолия Зубцова, в котором он передавал все полномочия по ведению дела против прихода РПАЦ представителям Ставропольской епархии МП. Мэр Железноводска провозгласил в светском суде, что он доверяет епископу Феофану, и заявил, что епархия Московской патриархии будет выступать соответчиком по иску "альтернативных православных". Судья предложила епархии МП представить убедительные документы для доказательства того, что храм, построенный прихожанами РПАЦ, является собственностью МП. Епископу Феофану (Ашуркову) был дан срок до сентября.

Вторые Евфимиеские чтения прошли в Суздале

(Суздальские епархиальные ведомости - Вертоградъ, Суздаль)

На следующий день после празднования обретения святых мощей преподобного Евфимия Суздальского, 18 июля, в Суздальском Епархиальном доме на Васильевской улице прошли Вторые Евфимиевские чтения. Чада Российской Церкви, гости из Москвы и других городов и все желающие прослушали несколько выступлений на церковно-исторические темы.

Чтения были посвящены в основном церковной и государственной истории домонгольской Руси, однако прозвучали доклады и на более современные темы. Участники форума ближе познакомились с личностью благоверного князя Андрея Боголюбского как церковного деятеля (Д.Г. Барыгина), с житием и почитанием первых русских национальных святых — князей Бориса и Глеба (иерей Алексий Чесноков), с градозащитной семантикой Успенских храмов на Руси (монахиня Ксения), с историей возникновения русских монастырей и монашества (О. Винокурова), узнали подробнее жизнеописание подвижника благочестия старца Стефана Подгорного, жившего в конце XIX века и долгое время бывшего узником знаменитой тюрьмы Спасо-Евфимиева монастыря по ложному обвинению в хлыстовстве. Его духовные чада после революции 1917 г. влились в Катакомбную Церковь. О нем рассказала Мария Купцова. Иван Савельев сделал доклад о жизни Суздаля сто лет назад.

Закончились чтения традиционным чаепитием.

Праздники, награждение и рукоположение в Суздале

(Суздальские епархиальные ведомости - Вертоградъ, Суздаль)

20-21 июля в кафедральном Цареконстантиновском соборе Суздальской епархии Российской Православной Церкви прошли торжественные соборные богослужения в честь праздника Казанской иконы Божией Матери. Всенощное бдение и Божественную литургию совершили Высокопреосвященнейший Митрополит Суздальский и Владимирский Валентин, Высокопреосвященный Архиепископ Борисовский и Отрадненский Феодор, управляющий делами Архиерейского Синода, Высокопреосвященный Архиепископ Яранский и Вятский Антоний, Преосвященный Епископ Тульский и Брянский Иринарх и Преосвященный Епископ Челябинский Севастиан. Проповедь произнес Высокопреосвященный Архиепископ Феодор.

Праздник Казанской иконы - один из самых почитаемых в Суздале, на него съезжаются верующие из окрестных сел и деревень. Это связано с тем, что единственным открытым храмом Суздаля в советское время (в 1940-70-е гг.) была Казанская церковь напротив Торговых рядов (ныне передана Московской патриархии). В 1978 г. этот храм был закрыт и осквернен, а православной общине передали также оскверненный Цареконстантиновский собор. В соборе долгое время хранился старинный чудотворный список Казанской иконы, который в 2002 г. был украден при ограблении собора.

За Богослужением молились чада Российской Церкви из катакомбных общин Нижнего Новгорода.

28 июля православные суздаляне сугубой молитвой почтили память св. равноапостольного Великого князя Владимира. Праздничное богослужение было совершено в Цареконстантиновском кафедральном соборе. По преданию, св. князь Владимир после своего Крещения прибыл в Суздаль, где крестил суздальскую дружину в водах р. Каменки. На месте Крещения, в память об этом событии, князь Владимир, в Крещении Василий, приказал заложить монастырь в честь своего небесного покровителя - св. Василия Великого.

В полдень Преосвященный Епископ Тульский и Брянский Иринарх совершил молебен св. князю в Свято-Владимирской часовне на Знаменском кладбище Суздаля. После молебна было возглашено многолетие православному епископству гонимыя Церкве Российския, и тезоименитому настоятелю Свято-Николаевского прихода Российской Церкви в Нью-Йорке прот. Владимиру Шишкову с семейством, тщанием и на средства которого была выстроена эта часовня. За Богослужением молились Высокопреосвященнейший Митрополит Валентин и Архиепископ Борисовский и Санинский Феодор.

В воскресение, 31 июля, за Божественной литургией в Цареконстантиновском кафедральном Соборе Высокопреосвященнейший Митрополит Валентин рукоположил в сан диакона послушника монастыря святых Новомучеников Российских в Суздале Димитрия Карпенко. О. Димитрий родился в 1985 г. в п. Советка Неклиновского района Ростовской области, с юных лет прислуживал в храме святых Апостолов Петра и Павла Синодального подворья. В 2003 г. поступил послушником в суздальский монастырь святых Новомучеников Российских, был иподиаконом Митрополита Валентина. Диаконское служение будет проходить в Суздале.

1 августа, на праздник преп. Серафима, Саровского чудотворца, Высокопреосвященнейший Митрополит Суздальский и Владимирский Валентин совершил Всенощное бдение и Божественную литургию в Цареконстантиновском кафедральном соборе. За литургией, на малом входе, Владыка Митрополит наградил золотым наперсным крестом насельника монастыря святых Новомучеников Российских иеромонаха Серафима (Катаева), поздравив его с днем Ангела. Духовенство и народ молитвенно помянули Высокопреосвященного Архиепископа Сухумского и Абхазского Серафима, находящегося в архипастырской поездке по катакомбным приходам.

Волгоградская епархия МП активизировала гонения против общины Российской Церкви

(Суздальские епархиальные ведомости - Вертоградъ, Волгоград)

Клеветнической кампании со стороны местной епархии Московской патриархии подверглась община Российской Православной Церкви во имя св. Архистратига Михаила в Волгограде и в особенности ее настоятель протоиерей Виктор Ульянов.

4 мая клирик Волгоградской епархии МП священник Алексий Плужников явился в приходскую иконную лавку, расположенную в местном торговом центре, и потребовал прекращения ее деятельности, угрожая физической расправой прихожанке Пахомовой Т.А. Все это происходило в присутствии множества свидетелей, возмущенных поведением «пастыря». Через несколько дней Плужников грубо оскорблял прихожанку Михайло-Архангельского храма, проходившую мимо его часовни.

17 мая этот «пастырь» стал распространять в районе листовки, в которых в частности утверждалось, будто «Виктор Ульянов захватил храм Михаила Архангела в поселке ГЭС и стал незаконно и кощунственно совершать службу, требы, торговать церковным товаром. Поэтому весь товар, купленный в лавке — воровской, неосвященный и оскверненный, все требы, записки, заказанные в этой лавке — безблагодатны и недействительны, все пожертвования — украдены». О. Виктор назван «вором и раскольником».

23 мая о. Виктор Ульянов подал заявление в областную прокуратуру, указав, что действия этого «священника» МП соответствуют составу преступлений, предусмотренных статьями 129 и 148 УК РФ и 1 статьей Федерального закона № 114-Ф3. Также об инцидентах были поставлены в известность отдел по связям и содействию религиозным организациям аппарата главы администрации Волгоградской области и районный ОВД.

Вскоре в дело решил вмешаться сам митрополит Волгоградский МП Герман. 17 июня он направил письмо директору торгового центра, в котором свидетельствовал, что о. Виктор не имеет права торговать "церковным товаром", собирать пожертвования и «выступать от лица Православной Церкви». В заключение, назвав о. Виктора «разбойником и обманщиком», митрополит просит «оказать содействие Русской Православной Церкви» и изгнать о. Виктора из магазина. Однако администрация магазина проявила трезвость и не поддалась на давление МП.

По словам о. Виктора, «этими действиями Московская патриархия еще раз явила в глазах общества свое подлинное лицо. Лицо «коммерческой организации» по обслуживанию «духовных запросов населения». У этих пастырей новой формации, к сожалению, на первом месте не Христос Спаситель, а мамона, не проповедь истины, любви, а желание нажиться и не потерять «рынок сбыта» своих религиозных товаров и услуг. Отвращение вызывают и эти попытки давить на власти, общество, навязывать свое мнение, свое понимание православия, свой суд. Они думают, что они как бы в дореволюционной России, и государство обязано их поддерживать, исполнять все их требования. Но эти грязные методы, пиар, травля несогласных — это признаки не учеников Христа, а скорее наоборот, служителей антихриста».

Волгоградская община во имя св. Михаила Архангела была принята в Российскую Православную Церковь 12 июля 2001 г., ее настоятелем является о. Виктор Ульянов. После того как Московская патриархия изгнала общину из построенного ею храма, о. Виктор стал служить в домовой церкви в поселке ГЭС. В его общине есть прихожане разного возраста, активное ядро общины составляет примерно 40 человека. При храме действуют катехизаторские курсы для взрослых. Находящейся поблизости больнице, где периодически подлечиваются дети из детдомов, приход помогает одеждой, обувью, питанием. Вся помощь собирается самими прихожанами, богатых спонсоров община не имеет. Приход опекает также Детский реабилитационный центр для детей-инвалидов, где устраиваются праздники, чаепития, беседы.

Девятый Съезд духовенства и мирян РПАЦ пройдет в Суздале в сентябре

(Суздальские епархиальные ведомости - Вертоградъ, Суздаль)

Решением Архиерейского Синода Российской Православной Церкви в Суздале с 3 по 9 сентября 2005 г. пройдет IX Съезд духовенства и мирян Российской Церкви. Съезд, как и раньше, будет носить общецерковный характер, на него смогут прибыть все желающие клирики и миряне Российской Церкви.

На Съезде планируется обсудить текущие проблемы церковной жизни, в частности вопрос о созыве Первого Архиерейского Собора Российской Православной Церкви, для чего требуются денежные издержки.

Последний - VIII - Съезд прошел в Суздале в мае 2001 г. и был соединен с торжествами прославления исповедника Православия XX века святителя Филарета, Первоиерарха РПЦЗ. Почти сразу после Съезда на Церковь начались спланированные гонения, связанные с деятельностью бывшего прот. Андрея Осетрова и судебным преследованием Первоиерарха РПАЦ Митрополита Валентина. Все это нарушило нормальный ход церковной жизни и отсрочило проведение церковных съездов и Соборов.

В РПЦЗ(В)-РИПЦ избран новый предстоятель

(Церковные ведомости - Вертоградъ, Одесса (Украина))

Внеочередное заседание Архиерейского синода "ветви" РПЦЗ(В), которую возглавлял почивший архиепископ Лазарь (Журбенко), состоялось в п. Великий Дальник Одесской области (Украина). 7 июля, в день празднования Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, после литургии и панихиды по схиархиепископу Лазарю, произошли выборы предстоятеля и председателя Синода. Большинством голосов, при тайном голосовании, выбор пал на младшего по хиротонии епископа Омского и Сибирского Тихона (Пасечника).

На следующий день епископ Тихон был возведен в сан архиепископа. Чин возведения совершили архиепископ Черноморский и Кубанский Вениамин, епископ Новгородский и Тверской Дионисий, епископ Черниговский и Гомельский Гермоген и епископ Верненский и Семиреченский Ириней.

Решением синода вдовствующая Одесско-Тамбовская епархия была передана во временное управление архиепископу Вениамину (ему подчинено Воронежско-Тамбовское викариатство с приходами на территории России) и епископу Гермогену (приходы на Украине). Настоятелем кафедрального храма св. прав. Иоанна Кронштадтского в г. Одессе назначен игумен Павел (Гончаров). Было создано Одесское церковное благочиние, в которое вошли приходы Одесской области. Благочинным назначен игумен Павел.

Архиерейскому дому, в котором проживал Архиепископ Лазарь, с домовым храмом в честь Державной иконы Божией Матери, дан статус синодального подворья. По завещанию владыки Лазаря, при синодальном подворье сохранен мужской иноческий скит.

Представители МП и РПЦЗ(Л) провели в Москве очередной раунд переговоров

(Интерфакс - Вертоградъ, Москва)

"Проблемы церковно-канонического характера" стали главной темой пятого раунда переговоров о сближении РПЦЗ(Л) с Московским патриархатом. Заседания "встречных комиссий" прошли в Москве 26-28 июля.

В частности, обсуждались вопросы о церковном статусе некоторых клириков, о структурах РПЦЗ, существующих сегодня на "канонической территории" Московского патриархата, о взаимоотношениях Зарубежной церкви с церковными группами в Греции, Румынии и Болгарии, не имеющими общения со своими официальными поместными церквами.

По словам представителя ОВЦС МП протоиерея Николая Балашова, рассматривались также вопросы практического характера, касающиеся взаимоотношений приходов и епархий Зарубежной церкви и Московского патриархата в странах русского рассеяния.

Как сообщил журналистам член комиссии РПЦЗ(Л) протоиерей Николай Артемов, клирики РПЦЗ(Л) в России войдут после объединения церквей в МП, однако "на переходный период" ими будет управлять епископ Евтихий (Курочкин), который станет викарием патриарха Алексия II. В свою очередь, "лавровцы" предлагают включить в состав соответствующих епархий РПЦЗ(Л) зарубежные приходы МП, но руководство Московской патриархии категорически отказывается рассматривать этот вопрос.

По приглашению наместника московского Сретенского монастыря архимандрита Тихона члены обеих комиссий выехали в Рязанскую область, где расположен Свято-Серафимовский скит Сретенского монастыря.

Бывший архиепископ РПАЦ в США принимает в свою юрисдикцию радикальных греко-старостильных священников

(NFTU – Вертоградъ, Денвер (шт. Колорадо))

К Синоду бывшего архиепископа Григория (Абу-Ассаля), пребывающего в Успенском скиту в американском городе Денвере, присоединились два священника, покинувшие Истинно-Православную Церковь Греции, – о. Афанасий Цорвас (Fr. Athanasios Tsorvas) и о. Комнен Хатцилерис (Fr. Komnenos Hatzileris).

О. Афанасий, известный крайними экклесиологическими взглядами и нескрываемым сочувствием к положению бывшего архиепископа, служил в последнее время в домовой часовне Синода ИПЦ Греции, но его взгляды сильно расходились с позицией Синода. Для многих наблюдателей уход священника в другую юрисдикцию неожиданностью не явился.

История о. Комнена носит совершенно иной характер. По сообщениям различных источников, в 2000 году он был запрещен в служении на три года после того, как оказался фигурировавшим в полицейском протоколе по делу о домогательстве в отношении проститутки. Сославшись на состояние здоровья, о. Комнен ушел на покой, по-видимому из чисто практических соображений.

Что касается самого бывшего архиепископа Григория, то в прошлом году он был выведен из состава Синода РПАЦ по обвинению в перекрещивании верующих Истинно-Православной Церкви и в выдвижении притязаний на верховенство юрисдикцией Церкви в диаспоре.

В середине июня 2005 года бывший архиепископ заявил в своем коммюнике, что он является жертвой клеветы "самопровозглашенных мирян", и что следует сместить с занимаемой должности Митрополита Валентина, Первоиерарха РПАЦ. Он обвиняет также Синод РПАЦ в отсутствии самостоятельности и подчинении воле Митрополита.

Интервью с архиепископом Сан-Францисским и Западно-Американским Кириллом (РПЦЗ(Л))

(Православие.Ru)

- Удовлетворены ли Вы, Ваше Высокопреосвященство, опубликованными документами встречных комиссий, одобренными Священными Синодами Русской Зарубежной Церкви и Московского Патриархата? Чего, по Вашему мнению, необходимо было достигнуть в этих документах, чтобы приблизиться к единству?

- Я радуюсь итогам работы как встречных комиссий, так и заседаний нашего Архиерейского Синода, который несколько раз рассматривал, а потом – одобрил и утвердил эти материалы.

Еще в недалеком прошлом кто мог ожидать, что две части Русской Церкви придут к совместному православному видению принципиальных вопросов, касающихся церковно-государственных отношений, "Декларации" митрополита Сергия 1927 г. и участия православных в экуменическом движении, т.е. тех вопросов, которые разделяют Русскую Церковь вот уже много лет?

Оглядываясь назад, жалею только, что в документе "об отношениях Церкви и государства" не были каким-то образом отмечены ошибки синодального периода нашей истории, когда Петр Великий, упразднив патриаршество и образовав "Святейший Правительствующий Синод" с обер-прокурором, фактически поставил Русскую Церковь на чрезвычайно странное и, строго говоря, неканоничное положение, превратив ее в государственное учреждение. Временами, при преемниках Петра Великого, государственное "попечение" о Церкви оборачивалось откровенным и мучительским гонением. Иногда мирские власти незакономерно и несправедливо вторгались в церковные дела, назначали архиереев и нарушали уставы Церкви. Один из государей, например, издал указ о сокращении евангельского чтения, читаемого на всенощном бдении во дни Богородичных праздников, потому что ему "не подходили" слова, сказанные Божией Матерью: "Низложил сильных со престолов и вознес смиренных" (Лук. 1, 52). Были допущены и другие ошибки и грехи со стороны тех государей, которые плохо относились к Церкви, но они не послужили тому горькому разделению, которое возникло в 20-м веке, когда безбожники захватили власть. Поэтому, наверное, эти моменты нашей истории и не были отмечены.

Тем не менее, этот документ нам говорит о том, какими эти отношения должны быть и чего следовало бы избегать, если, упаси Боже, возобновятся гонения на верующих. В случае новых гонений, обе части Русской Церкви согласились, что необходимо призывать верующих "открыто свидетельствовать истину и быть готовыми следовать путем исповедничества и мученичества ради Христа", взирая на пример наших родных Новомучеников и Исповедников Российских. Кроме того, дается оценка знаменитой "Декларации" 1927 г., которая, как это отмечено в документе, послужила началом административного разрыва между Церковью в Отечестве и ее заграничной частью. Отношения между Церковью и Советской властью, образовавшиеся в результате "Декларации", названы неправильными и несоответствующими норме церковно-государственных отношений и церковным правилам, а сама "Декларация" - "соблазном для многих чад Русской Православной Церкви" и "болезненным, трагическим компромиссом", которая многими не считалась свободным голосом Церкви. Отвергнута и всякая попытка оправдать ненормальные отношения Церкви с богоборческой властью употреблением цитат из Священного Писания.

Всего этого необходимо было достигнуть для того, чтобы приблизиться к единству, ибо, как это подчеркнуто в совместном документе, только "отказом Русской Церкви от того курса в своих отношениях с государством, который отражен в "Декларации", открывается путь к полноте братского общения", о чем говорили и почившие отцы Русской Зарубежной Церкви. Думаю, что мы, как наследники отцов-основоположников Русской Зарубежной Церкви, можем со всей уверенностью заявить, что означенный документ вполне соответствует позиции, которой придерживалась наша Церковь в своих официальных документах, и что в нем дана правильная, церковная оценка курсу, избранному митрополитом Сергием.

- Не требуют ли представители Русской Зарубежной Церкви осуждения самого Патриарха Сергия?

- Для нас главное – осудить суть того курса церковно-государственных отношений, который он избрал, что уже осуществлено. Православные христиане не могут осуждать личность. Ведь Святые Отцы и учители Церкви всегда говорили, что можно осуждать грех и неправду, но не грешника. Об этом говорил и Сам Господь наш Иисус Христос в Своем Евангелии. Поэтому, мы не можем судить и патриарха Сергия, он уже предстал перед Богом.

- Нет ли аналогичных примеров из истории Православной Церкви, по которым можно судить о действиях Патриарха Сергия?

- Я лично считаю положение митрополита Сергия в 1927 г. аналогичным той ситуации, в которой находился Патриарх Константинопольский Григорий V в 1821 г., когда греки, стремясь к свержению мусульманского ига и к восстановлению самостоятельного православного греческого государства, восстали против турок. В первое время после греческого восстания турки разорили храм Живоносного Источника в Константинополе, оскверняли святыни, грабили церкви и монастыри, расхаживали по улицам города на Страстной Седмице и убивали встречавшихся им православных. В своей "отлучительной грамоте", изданной по велению магометан, Григорий V предал "вечной анафеме" восставших, а поддержавших их священнослужителей и афонских монахов – лишил священного сана, и счел их "достойными огня геенского". Патриаршее проклятие никого не устрашило. Тем не менее, греки, включая и духовенство, лично не осуждали своего патриарха, считая его грозное обращение вынужденным.

В Западно-Американской епархии, где подвизался известный святитель Иоанн (Максимович; + 1966 г.), хранится целый ряд копий протоколов Архиерейских Соборов Русской Зарубежной Церкви. Так, в протоколе Архиерейского Собора 1953 г., на котором обсуждались вопросы нашего отношения к РПЦ МП, приводится рассказ покойного архиепископа Канадского Пантелеимона, который, будучи в РПЦ МП, видел митрополитов Сергия и Николая (Ярушевича). В то время, а это было когда-то в 30-х годах, сама Патриархия помещалась в небольшом доме на Баумском переулке. Митрополит Сергий занимал 4 небольших комнаты. На ночь все бывшие с ним расходились, опасаясь ареста. Наедине, владыка спрашивал митрополита Сергия о "Декларации". Митрополит ответил, что подписал "Декларацию", доверившись обещанию, что выпустят его родственников, всех архиереев и духовенство, бывших в заключении, но его обманули. На вопрос как им живется, митрополит Сергий ответил: "Наша жизнь тяжела, нам так тяжело, что трудно и передать". А архиепископ Чилийский Леонтий (+ 1971 г.), которому удалось побывать в Москве в 1935 г., на том же Соборе утверждал, что митрополит Сергий сознательно не служил большевикам. Его изолировали. Его любимого келейника иеродиакона Афанасия сослали, а ближайшие к нему люди были удалены. И вот, он остался один и жил как-бы во враждебном стане.

Никто не может забывать тот ужас, который испытали представители Церкви в годы безбожных репресий в 20-м веке. Некоторые поступки совершались под длительными и жесточайшими гонениями, а не по доброй воле. Поэтому, я думаю, что самого патриарха Сергия осуждать нельзя, а "Декларацию" мы осудили, чтобы не было таких повторений в будущем.

- В своем недавнем интервью епископ Гавриил, Секретарь Синода Зарубежной Церкви, подчеркнул, что большая часть паствы РПЦЗ против процесса примирения и, вообще, не считает РПЦ МП "частью Русской Церкви". Что Вы скажете по этому поводу?

- Припоминаются мне слова Архиепископа Антония (Медведева), моего покойного предшественника по Западно-Американской кафедре, который на Архиерейском Соборе 1994 г. говорил, что "почти все наше духовенство желает и ждет попыток общения с Московской Патриархией". Тогда я этому нисколько не сочувствовал. Другие же архиереи говорили, что многие в Русской Зарубежной Церкви жаловались и недовольны были тем, что мы ничего не предпринимали в отношении лечения ран разделения. А это было больше десяти лет тому назад! Слава Богу, события последних лет и положительные процессы в жизни Церкви в России помогли обеим частям Русской Церкви преодолеть всякого рода препятствия и приступить к честному и созидательному диалогу, который, как мы надеемся, приведет к разрешению всех вопросов и проблем, разделяющих нас.

- А теперь как относится Ваша паства к диалогу с РПЦ МП?

- Думаю, что большинство наших клириков и прихожан поддерживает позицию Архиерейского Синода и совершенно спокойно воспринимает нынешний процесс, о чем свидетельствует тот факт, что всякие подписные листы, ранее представленные Архиерейскому Синоду противниками сближения, не нашли поддержку среди нашего клира и паствы. Буквально все наши священники и прихожане, которым удалось посетить Россию в последние годы и ознакомиться с церковной жизнью, считают необходимым продолжить уже начавшийся диалог с Церковью в России. Многие из них говорят, что возрождающейся Русской Церкви нужна духовная поддержка своих сыновей и дочерей, рассеянных по всему миру. А я считаю, что нам необходимо включиться в это возрождение, через которое и мы сможем обогатиться как духовно, так и интеллектуально.

- А считают ли Ваши прихожане РПЦ МП Церковью?

- В свое время некоторые отдельные иерархи и священнослужители здесь, за рубежом, говорили, что Церковь в России – "безблагодатная", что Она – "не Церковь", но это не соответствует исконной позиции всей Полноты Русской Зарубежной Церкви. Этого не говорили прежние наши Первоиерархи, ни Митрополит Антоний (Храповицкий), ни Митрополит Анастасий (Грибановский). Этого никогда не говорил ни один Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви. Мы не имеем на это права и делать это — значит поступать канонически и церковно неграмотно. Вообще-то, вопрос о "благодатности" – это Божия область, и рассуждать о нем люди не могут.

На Соборе 1953 г. наш святитель Иоанн, говоря о приеме в РПЦЗ священнослужителей из РПЦ МП, напомнил, что Архиерейским Собором РПЦЗ 1938 г. обсуждался вопрос о возможности сослужения с клириками РПЦ МП, оказавшимися за границей, и было признано, что вне общения с РПЦЗ только сам митрополит Сергий и что его грех не распространяется на его последователей, о чем говорил и новый священномученик Кирилл Казанский. Это указывает на то, что РПЦЗ всегда признавала РПЦ МП подлинно-благодатной Церковью.

- Не смущает ли Вас то, что в день публикации материалов встречных комиссий в новостях появилось сообщение о встрече Святейшего Патриарха Алексия с генсеком Всемирного Совета Церквей? Не свидетельствует ли визит делегации ВСЦ в Россию об активном участии РПЦ МП в экуменическом движении, что является ересью, по мнению РПЦЗ?

- Меня это нисколько не смущает. Ведь на этой встрече представители РПЦ МП добились того, чтобы ВСЦ больше не устраивал совместные моления православных с инославными. Отныне на совещаниях и ассамблеях ВСЦ православные будут молиться и совершать богослужения отдельно от представителей других конфессий. Молились ли члены делегации ВСЦ с представителями РПЦ МП? Нет. Участвовала ли она в богослужениях в Москве? Тоже, нет. Правда, она присутствовала на службах в Успенском Соборе Московского Кремля, в Троице-Сергиевой Лавре и в других местах, но не принимала прямого участия в богослужениях. Не было и совместных молений.

Но наши архиереи всегда выступали против всякого рода экуменических богослужений, подчеркивая, что это противоречит церковным правилам. Когда православный священнослужитель вместе с протестантскими "епископшами" благословлял народ во время какого-нибудь совместного моления, мы считали, что это никому не нужный театр и что от этого абсолютно нет никакой пользы. Кроме того, наш епископат выступал против т.н. "теории ветвей", учения ВСЦ о равноспасительности вероисповеданий. В частности, Митрополит Филарет (Вознесенский) в годы "холодной войны" неоднократно говорил об этих вещах в своих "скорбных посланиях", обращенных к иерархам Поместных Православных Церквей. При нем в 1983 г. РПЦЗ анафематствовала "теорию ветвей". В документе же "об отношении Православной Церкви к инославным и межконфессиональным организациям" обе стороны осуждают "теорию ветвей" как ересь, осуждают и молитвенное общение с инославными.

В документе были сделаны некоторые уточнения о том, как мы должны нести свое свидетельство в инославном мире. Обе части Русской Церкви признали допустимость доброго сотрудничества с инославными в ряде областей. У нас, например, есть священники, которые совместно с инославными борятся против абортов, наркомании и однополых браков, участвуют в полезных для общества мероприятиях и т.д. Диалог с инославными тоже не осуждается. Ведь такие, как святитель Тихон, Всероссийский Патриарх-Исповедник; святитель Николай (Касаткин), архиепископ Японский, и его сподвижник священномученик Агафангел (Преображенский), митрополит Антоний (Вадковский; †1912 г.), блаженнейшие митрополиты Антоний (Храповицкий) и Анастасий (Грибановский), В.В. Болотов и мн. др. не гнушались встреч и разговоров с представителями других христианских конфессий, свидетельствуя об истине Православия. Для нас это очень актуальный вопрос, т.к. мы находимся в непосредственной близости с инославным миром, поэтому мы нуждаемся в четкости в этих вопросах.

- Ваше Высокопреосвященство, почему РПЦЗ, всегда считавшей себя лишь частью Русской Церкви, совершила освящение мира в 1950 г.? Не является ли это прерогативой самостоятельных Поместных Православных Церквей?

- Да, но дело в том, что норма получения святого Мира самоуправляемой частью Церкви от центрального управления своей Поместной Церкви была не выполнима с 1917 г. До 1950 г. Архиерейский Синод получал святое Миро от Константинопольской или Сербской Церкви, со стороны которых оно предоставлялось всегда с полной готовностью и без всяких затруднений. В 1950 г. наши иерархи, находясь уже в Америке, решили, что освящение святого Мира центральным управлением РПЦЗ было бы наилучшим приближением к этой церковно-канонической норме, хотя и не было полного единогласия по этому вопросу на Архиерейском Соборе 1950 г. Тем не менее, освящение святого Мира было совершено митрополитом Анастасием и святителем Иоанном (Максимовичем) в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле.

Получение святого Мира от центрального управления Поместной Церкви является одним из основных канонических принципов широкой автономии, и поэтому, если процесс примирения с РПЦ МП завершится благополучно, мы восстановим в этом отношении церковный порядок и традицию.

- Что Вы пожелаете нашим православным читателям как в России, так и в зарубежье?

- Хочу пожелать, чтобы мы всегда помнили то, что в мире этом мы все – ученики, не учители и что религиозное образование никогда не заканчивается. Поэтому, будем вникать в историю нашей Церкви, в суть церковных правил, читать Евангелие и сочинения святых Отцов и учителей Православной Церкви. В этом мы найдем ответы на многие вопросы и увидим удивительную мудрость Церкви, а в жизни по вере мы найдем утешение, покой и подлинное счастье.

Справка: Архиепископ Кирилл - постоянный член Архиерейского Синода РПЦЗ (Л) и правящий архиерей Сан-Францисской и Западно-Американской епархии с 2000 г. В ноябре 2003 г. - участник визита первой официальной делегации РПЦЗ(Л) в Россию, встречался с патриархом Алексием и членами синода МП.