четверг, августа 31, 2006

Митрополит Санкт-Петербургский Владимир (Котляров) освятил театр

(Портал-Credo.Ru – Вертоградъ, Санкт-Петербург)

О том, что театр - это "храм искусства" попытались напомнить организаторы необычного действа, совершенного 30 августа в Александринском театре Санкт-Петербурга. В день 250-летия учреждения императрицей Елизаветой Петровной старейшей государственной сцены России первым на нее был приглашен... митрополит Владимир (Котляров). Его попросили совершить чин освящения театра.

На старинных подмостках зазвучала молитва, которую благословил сам Патриарх Алексий II, приславший поздравительную телеграмму. "Весьма отрадно, что Александрийский театр на протяжении двух с половиной веков с помощью высокого сценического искусства стремится внести свой посильный вклад в созидание духовно сильного и нравственно здорового общества", - говорится в послании.

Окропляя святой водой сцену, худрука театра Валерия Фокина и всех собравшихся, митрополит пожелал, "чтобы каждый человек, приходящий в этот дом, уходил отсюда несколько просветленным" и благословил "этот дом и людей, которые приходят сюда служить искусству и народу". Завлит театра по случаю напомнил, что в его архивах хранится бумага об "оплате услуг волхвов", определивших наиболее подходящее место для строительства здания зодчего Карла Росси.

На афише Александринского театра можно увидеть слова о том, что спектакль не рекомендуется смотреть детям до 16 лет. "Освящение" подмостков, на которых нередки откровенно эротические сцены, сравнимо с аналогичными "действами" священнослужителей в балаганах и ресторанах.

Объединение или разъединение? Интервью секретаря Синода РПЦЗ(Л) епископа Манхэттенского Гавриила

Работа согласительных комиссий Русской Зарубежной церкви и Московской патриархии продолжается, но вопросы, разделяющие две церкви, остаются прежними. Между тем российская пресса продолжает сообщать о воссоединении церквей, как о решенном деле. На вопросы НРСлова о происходящем в этой сфере отвечает секретарь Синода РПЦЗ епископ Манхэттенский Гавриил.

– Секретарь согласительной комиссии протоиерей Александр Лебедев сообщил недавно российскому журналисту, что Нью-Йоркский Синод разрабатывает торжественный церемониал воссоединения. Неужели дело зашло так далеко?

– Вероятно, протоиерей Александр хотел сказать, что если священноначалие РПЦЗ одобрит документ, известный как "Акт о каноническом общении" между нашими Церквями, то есть, между частями некогда единой Русской Православной Церкви, тогда и придет время разрабатывать церемониал его подписания. Сначала следует принять "Акт". Очередное заседание нашего Синода, на котором пойдет речь об этом документе, намечено на начало сентября. В проекте "Акта" многое требует доработок. Вопросы об участии Московской Патриархии в работе Всемирного совета церквей (ВСЦ), а также о ее отношение к известной "Декларации патриарха Сергия" остаются пока неразрешенными.

– Кто мог уполномочить секретаря комиссии обсуждать вопросы о торжественном церемониале до подписания "Акта"?

– Лучше всего спросить об этом самого о. Александра. Возможно он просто подгоняет события в ожидании воссоединения, но мне, как и многим другим в РПЦЗ, эта поспешность кажется преждевременной. Не форсировать события, связанные с процессом церковного единства, призвал и президент Путин.

– Разве протоиерей Лебедев не является подчиненным лицом, который должен согласовывать свои высказывания с позицией начальства?

– Конечно, он является подчиненным лицом и отчитывается перед председателем нашей комиссии архиепископом Берлинско-Германским и Великобританским Марком.

– Который, как известно, является одним из главных сторонников скорейшего воссоединения. Возможно ли, что западноевропейские епархии пойдут своим путем и объединятся с МП, не дожидаясь согласия Синода?

– Мне, как Секретарю Архиерейского Синода о подобных планах ничего не известно. Но я не могу отвечать за западноевропейские епархии: на то есть у них свои правящие архиереи. Я, однако, надеюсь, что мы проявим единство в решении стоящих перед нами проблем и до раскола дело не дойдет.

– В той же беседе о церемониале Лебедев говорит, что в нем якобы прозвучат слова покаяния со стороны представителей РПЦЗ. О каком покаянии может идти речь?

– Я ни о каком подобном в заявлении о. Александра Лебедева не читал. Вы, вероятно, имеете в виду заметку, которая появилась в газете "Наша Страна", но эта газета отражает позиции раскольнических группировок, враждебно относящихся к нашей Церкви. Думаю, что если уж говорить о покаянии, то его следовало бы ожидать от тех, кто числит себя продолжателями ложного пути, которым Московская Патриархия следовала с 20-х годов. Если за нами есть ошибки, на которые нам укажут, то я думаю, что мы покаемся в них. Я предполагаю, что главная претензия к нам – открытие приходов РПЦЗ в России или хиротония архиепископа Валентина Суздальского. Я согласен, что хиротония Валентина была ошибкой, но ставить эту ошибку в один ряд с "Декларацией" митрополита Сергия, просто нелепо, по самой несовместимости этих деяний. "Декларация" была серьезнейшим отступлением от церковных норм и признавала власть, которая открыто преследовала церковь.

– Я нередко слышал обвинение в адрес РПЦЗ в том, что в годы Второй мировой войны она сотрудничала с нацистами. Может быть кто-то хочет услышать покаяние в этом?

– Германское правительство, во главе которого стоял Гитлер, помогло РПЦЗ с постройкой храма в Берлине в 1938 году. Это было время, когда с Гитлером охотно сотрудничали все государства Запада и Востока. С ним поддерживали превосходные отношения и в Москве, и в Вашингтоне. (Он был главой тогда законного правительства Германии. Ред.) На Берлинскую Олимпиаду (1936 г. Ред.) съехался весь мир. Положение изменилось лишь после того, как вспыхнула Вторая мировая война. А уж открытие храмов на оккупированных Германией российских территориях называть сотрудничеством с нацистами никак нельзя. Не забудем, что эти храмы были закрыты советскими властями, осквернены, превращены в склады. Если бы не это – их бы не пришлось потом открывать. Что до того, что некоторые иерархи РПЦЗ благословляли РОА (Русскую Освободительную Армию, организованную под немцами. Ред.), то следует взять в расчет настроения русской эмиграции тех лет: в РОА видели силу, которая может освободить Россию от большевиков.

– После завершения работы Четвертого Всезарубежного Собора в Сан-Франциско, многие противники безоглядного объединения, стали спокойней относится к работе согласительных комиссий. Они увидели, что иерархи твердо стоят на своих позициях и ждать немедленного объединения с МП не приходится. Но сейчас в российской прессе прозвучало мнение, что Собор носил лишь консультативный характер, а вопрос о воссоединении будет решаться на Архиерейской Соборе.

– Последнее слово, согласно святым Канонам, всегда принадлежит епископам, Архиерейскому Собору, но он, согласно тем же Канонам, не может не считаться с мнениями, которые были высказаны клиром и мирянами, да и теми же архиереями, так как резолюцию Собора в Сан-Франциско мы все принимали вместе.

– После завершения работы Собора, нью-йоркский священник отец Виктор Добров высказал в беседе с корреспондентом НРСлова мнение, что сейчас имело бы смысл пересмотреть состав согласительной комиссии, которая, не отражает настроений ни мирян, ни клира.

– Это предложение было высказано и на Всезарубежном Соборе. Подобные вопросы должен решать Синод. Возможно, вопрос о необходимости обновления состава комиссии будет поднят на сентябрьском заседании Синода, когда Синоду станут известны ее новые предложения по проекту "Акта".

– В российской прессе прозвучало заявление о том, что молитвенное общение уже достигнуто, то есть воссоединение стало простой формальностью. Действительно ли это так?

– В прошлом году я услышал это же от Святейшего Патриарха Московского. Он сообщил мне, что во время посещения Москвы, состоялась совместная молитва, а стало быть, молитвенное общение имеет место. Это несколько обобщенная, как мне видится, позиция. Обыкновенно же в Православной Церкви считается, что полное евхаристическое общение происходит лишь при сослужении во время совершения Божественной литургии. А этого не было. Служился молебен Новомученникам Российским, на котором присутствовала наша делегация. Это, скорее, можно назвать своего рода молитвенной солидарностью.

– Вас не удивляет, что Московский патриарх постоянно направляет поздравительные телеграммы лидерам коммунистических стран: Вьетнама, Северной Кореи, Кубы?

– Это только подтверждает опасения многих наших священников и паствы за то, что МП все еще не порвала со своим советским прошлым. Эта международная деятельность тем более странна сейчас, когда русский народ так нуждается в воцерковлении. В России меньше двух процентов православного населения посещает храмы. Вот проблема, решением которой должна заниматься МП. А вместо этого патриарх рассылает поздравления главам режимов, которые преследуют христиан.

– На Соборе в Сан-Франциско был проведен неформальный опрос делегатов о том, как они относятся к объединению. Согласно данным опроса, большинство было против. Каково ваше впечатление о настроениях у прихожан и священников?

– Я думаю, что пресса часто совершает одну и ту же ошибку, говоря, что "большинство зарубежников против объединения" или, напротив, "большинство за объединение". Я думаю, что подавляющее большинство в нашей Церкви поддерживает идею объединения, а спор – и очень горячий, – идет о том, как и какими путями достичь этого объединения, но только при выполнении двух ключевых требований, которые РПЦЗ выдвигает МП. Если кто-то и говорит, что он против объединения, то это совсем не значит, что этот человек категорически не хочет иметь ничего общего с МП при любых обстоятельствах. Стоит его расспросить, и выясняется, что он настаивает только на выполнении двух ключевых условий, которые РПЦЗ всегда выставляла МП. Мы хотим объединения, и речь идет о необходимости выхода РПЦ МП из ВСЦ, что ответит чаяниям миллионов ее собственных клириков и прихожан, а также, о том, чтобы она гласно и недвусмысленно определила свое отношение к "Декларации" митрополита Сергия. Мы прекрасно осознаем насколько это трудно для священноначалия РПЦ МП. Но трудности, связанные с процессом нашего сближения, есть и у нас, – и уж никак не меньшие. Поэтому действовать следует с сугубой осторожностью.

– Вы встречаетесь с представителями МП, насколько, по вашему, они готовы пойти на уступки?

– Ощущение такое, что пока не готовы. Наши призывы остаются без ответа. МП продолжает участие в экуменических мероприятиях, то же можно сказать и об отношении к сергианству. Официального признания ошибочности "Декларации" 1927 года, выраженного прямо, не предвидится. К сожалению, нам остается констатировать, что многие в России все еще считают, что позиция Сергия была единственно возможной в то время, что он спас церковь от полного уничтожения. Эту позицию можно понять, но это не значит, что она "перекрывает" нашу позицию. Мы должны продолжать диалог, и мы будем продолжать его. Те, кто не признает ошибок, обречен на их повторение.

– Представим, что разногласия будут преодолены и "Акт" подпишут. Какая степень самостоятельности останется за РПЦЗ?

– В "Акте" речь идет о восстановлении евхаристического общения, о признании Патриарха Московского патриарха духовным главой все Русской Церкви, но при этом РПЦЗ в полной мере сохранит свою административную, хозяйственную и финансовую независимость. В этом смысле ничего не изменится. Опасения в том, что руководство МП начнет вмешиваться в нашу жизнь, необоснованны. Да они на это и не претендуют. Однако, нам еще только предстоит преодолеть те разногласия, о которых Вы упоминаете в своем вопросе. Наберемся же терпения.

Новое Русское СловоНью-Йорк, 25 августа, 2006 г.

понедельник, августа 21, 2006

Митрополит Валентин закончил поездку на юг России и вернулся в Суздаль

(Суздальские епархиальные ведомости – Вертоградъ, Суздаль)

Митрополит Суздальский и Владимирский Валентин закончил поездку на юг России, продолжавшуюся около месяца, и 2 августа вернулся в Суздаль. Первоиерарх РПАЦ отдыхал у Черного моря в поселке Головинка Лазаревского района города Сочи, который он посещает почти ежегодно. Праздничные богослужения он совершил в храмах РПАЦ, находящихся в Краснодарском крае и соседней Ростовской области.

На праздник святых апостолов Петра и Павла, 12 июля, Митрополит Валентин совершил Всенощное бдение и Божественную литургию в Петропавловском храме Синодального подворья в станице Советка Неклиновского района Ростовской области.

В воскресенье, 16 июля, Митрополит Валентин совершил Всенощное бдение и литургию в храме Рождества св. Иоанна Предтечи в г. Армавир, во время которой возвел настоятеля прихода игумена Марка (Россоху) в сан архимандрита. Архимандрит Марк был пострижен в монашество в Суздале пять месяцев назад, 16 марта нынешнего года. Он был причислен к братии монастыря святых Новомучеников и Исповедников Российских в Суздале и некоторое время оставался единственным в этом монастыре иеромонахом - вся остальная братия была ранее возведена в сан архимандритов и игуменов.

В Суздале вновь осквернена часовня Российской Церкви

(Суздальские епархиальные ведомости – Вертоградъ, Суздаль)

В ночь с 5 на 6 августа злоумышленниками уже в шестой раз была осквернена непристойными надписями часовня св. равноап. князя Владимира на Знаменском городском кладбище Суздаля. Баллончиком с краской преступники нанесли на недавно отреставрированные и покрашенные стены оскорбительные надписи в адрес Митрополита Суздальского и Владимирского Валентина, Первоиерарха РПАЦ. Правоохранительные органы города до сих пор не могут установить авторов этих граффити, несмотря на то, что они неоднократно брали на исследование краску и изучали оставленные следы.

Осквернения часовни и храма свв. Новомучеников Российских начались в 2002 г. после конфликта Митрополита Валентина с бывшими клириками РПАЦ Дмитрием Красовским и Андреем Осетровым.

Возможно, преступление связано с появлением в местной печати «МК-Владимир» и «Суздальская новь» обличительных статей, в которых вскрывается одна из неприглядных сторон городской жизни. А именно обман и мошенничество клирика Знаменского храма города (Московская патриархия) Дмитрия Красовского, буквально вымогающего деньги у туристов якобы на реставрацию «Свято-Никольского храма», но, по свидетельству местного благочинного РПЦ МП, исчезающих бесследно. Как удалось установить корреспонденту «МК-Владимир», Дмитрий Красовский имел особое письмо-благословение на сбор, подписанное клириком МП Андреем Осетровым, и устное благословение настоятеля кафедрального Казанского храма Димитрия Летки. Известно, что Дмитрий Красовский давно стоит на учете в психоневрологическом диспансере.

Окончательно оформлен раскол РПЦЗ(В)

(Портал-Credo.Ru – Вертоградъ, Мансонвилль \Канада\)

Окончательный раскол РПЦЗ(В) оформился 24-29 июля, когда два епископа этой Церкви провели свой собор и рукоположили новых архиереев. Заместитель Первоиерарха РПЦЗ(В) архиепископ Лос-Анжелосский и Южно-Американский, Монреальский и Восточно-Канадский Антоний (Орлов) и архиепископ Славянский и Южно-Российский Виктор (Пивоваров) провели свой собор в Мансонвилле (Канада), в Свято-Преображенском скиту, где находится резиденция Первоиерарха РПЦЗ(В) митрополита Виталия (Устинова) года в свечной мастерской, приспособленной для совершения богослужений (все другие помещения скита были заняты их противниками). Остальные епископы РПЦЗ(В) отказались участвовать в этом соборе.

Начав работу Собора с чтения указа о переходе РПЦЗ(В) во временное управление архиепископом Антонием, было постановлено также считать, что "Русская Православная Церковь Заграницей является единственной, благодатной Поместной Российской Православной Церковью". В то же время впервые в истории (до того такой прецедент наблюдался лишь у греков-старостильников, да и то в ограниченных пределах) было постановлено, что таинства Московского патриархата являются безблагодатными. По вопросу о наличии или отсутствии благодати в таинствах Московского патриархата был прослушан доклад архиепископа Антония (Орлова), а также зачитан доклад ныне покойного архиепископа Антония (Синкевича).

Было принято также положение о том, что "Основной задачей Русской Православной Церкви Заграницей является:…забота о сохранении и укреплении в душах верующей паствы в чистоте и неповреждённости Святой Православной Веры, чаяний и устремлений к возвращению на Престол Российский Помазанника Божия Православного Царя". Собор принял также молитву о спасении России.

В ходе собора было совершено две архиерейских хиротонии — архимандрит Стефан (Бабаев) стал епископом Усть-Сысольским и Северо-Российским, а архимандрит Дамаскин (Балабанов) — епископом Орловским и Центрально-Российским.

В ходе Собора были приняты решения и об изменениях в составе Синода РПЦЗ(В). Так был выведен из состава членов Синода епископ Владимира (Целищев), а также освобожден от обязанностей члена Синода по состоянию здоровья епископ Варфоломей. Секретарем нового Архиерейского Синода был назначен епископ Дамаскин. Он занял должность, прежде принадлежавшую митрофорному протоиерею Вениамину Жукову, которому в ходе Собора было вынесено предупреждение за "совершенные тяжкие церковные нарушения".
На Соборе были также учреждены новые епархии и отменена ставропигиальная принадлежность приходов, миссий и монастырей, управление которыми теперь передается правящим архиереям. Был произведен ряд рукоположений клириков, а также принят текст Послания ко всем верным пастырям, всечестным отцам и боголюбивой пастве в Отечестве и рассеянии сущим.

***

В ответ были выпущено постановление прежнего Архиерейского Синода, датированные 30 июля 2006 г., которым стоят подписи Митрополита Виталия, епископа Владимира (Целищева), епископа Варфоломея (Воробьева) и митрофорного протоиерея Вениамина Жукова.

Синод использовал сокращенную процедуру следствия по делу двух "мятежных" архиереев, объяснив это тем, что "при помощи нынешних средств массовой информации эти действия стали общеизвестными, и... подтверждаются опубликованными документами и фактами". Авторы документа обвиняют архиепископа Антония (Орлова), который также является официальным опекуном 96-летнего Митрополита Виталия, епископа Виктора и их помощников в "попытке захвата власти в Архиерейском Синоде". "Цель этих архиереев, - говорится в постановлении, - заключалась в превращении РПЦЗ в политически воинствующую церковь, с миссией восстановления в России православного Царства, при помощи монархических и патриотических объединений страны".

Со ссылкой на ряд канонических правил, Архиерейский Синод запретил архиепископа Антония в священнослужении, "до окончательного решения Архиерейским Собором". Управление Лос-Анжелосской и Южно-Американской епархией временно передано епископу Сан-Францисскому и Западно-Американскому Владимиру. Епископ Виктор подвергся такому же прещению, а приходы РПЦЗ(В) в Европейской части России переданы во временное управление епископа Бэлцкого и Молдовского Антония (Рудей), уже временно управляющего и Западно-Европейской епархией РПЦЗ(В).

Дата созыва Собора той части РПЦЗ(В), которая осудила действия архиепископа Антония и епископа Виктора, пока не определена.

Архиерейский Синод РПЦЗ(Л) рассмотрит проект Акта о каноническом общении с МП на первой неделе сентября

(ИТАР-ТАСС – Седмица.Ру - Вертоградъ, Нью-Йорк)

Заседание Архиерейского Синода РПЦЗ(Л), на котором будет обсуждаться дополненный и исправленный проект Акта о каноническом общении с МП, состоится в Нью-Йорке на первой неделе сентября. Об этом сообщил секретарь Комиссии РПЦЗ(Л) по переговорам с Московским патриархатом протоиерей Александр Лебедев (Свэнсон).

"Если они примут и утвердят этот текст, - пояснил отец Александр, - тогда начнется подготовка к тому, чтобы условиться, где и когда будет торжественно подписан Акт о каноническом общении и когда состоится первая совместная служба двух Предстоятелей Церквей — Патриарха Алексия и Митрополита Лавра".

По мнению отца Александра, "нет ни одного архиерея РПЦЗ, который был бы против единения, в принципе". "Есть голоса отдельных архиереев, - отметил он, - которые говорили о темпах сближения между Церквями или о необходимости подумать о том, чтобы какие-то условия были бы предварительно оговорены. Но принципиального отрицания этого процесса нет".

С его точки зрения, "в принципе возможно, что две ветви Русской Православной Церкви воссоединятся уже в этом году, но надо помнить, что воссоединение — это процесс, и нужно, чтобы каждый его этап был пройден".

Отвечая на вопрос, где бы могло состояться торжественное подписание Акта о каноническом общении, отец Александр сказал: "Я считаю, что, если Богу будет угодно, чтобы этот процесс завершился, то следовало бы провести торжественное подписание Акта в месте, самом значимым для Русского Православия, связанном с исторической Россией. Думаю, что этому наиболее соответствует Успенский собор в Московском Кремле - сердце Русского Православия".