пятница, августа 31, 2007

Суздаль: активисты СПХ позировали программе "Максимум" телекомпании НТВ на съемках клеветнического сюжета о РПАЦ

(Вертоградъ - Суздальские епархиальные ведомости, Суздаль)

Провокационная деятельность телекомпании НТВ стала источником разжигания ненависти и религиозной вражды в древнем Суздале, сообщает официальное издание Российской Православной Автономной Церкви (РПАЦ) "Суздальские епархиальные ведомости".

25 августа 12 человек, одетых в черную униформу, промаршировали по Суздалю и остановились перед Синодальным домом РПАЦ, где работали камеры НТВ, снимающего фильм о "раскольниках в православии". По команде некой дамы, представляющей телекомпанию, группа начала скандировать: "Сектанты, вон из Суздаля! Сектанты, вон из России!".

Предполагается, что в "массовке" приняли участие члены той части Союза православных хоругвеносцев, которые в результате недавнего раскола этой организации и Союза православных братств оказались под контролем ОВЦС МП. Участники "массовки" снялись в разных ракурсах, а затем пропели тропарь Кресту. Неподалеку находилась милицейская машина с "мигалкой".

Помитинговав некоторое время, "хоругвеносцы" направились к Цареконстантиновскому кафедральному собору РПАЦ, где совершалось всенощное бдение. Несколько активистов подошли к вратам церкви и вполголоса произнесли: "Сектанты, вон из Суздаля!" Затем "хоругвеносцы" направились к кремлевскому валу, где позировали для НТВ на фоне города.

По информации "Суздальских епархиальных ведомостей", члены СПХ прибыли в Суздаль по просьбе Владимирской епархии РПЦ МП и программы "Максимум" телекомпании НТВ.

В этот же день местная газета "Суздальская новь" опубликовала "Обращение Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия ко всей православной пастве Владимирской земли в связи с подписанием Акта о каноническом общении внутри Поместной Русской Православной Церкви". В нем, в частности, говорилось: "На Владимирщине, к сожалению, остаются еще очаги разъединения и противостояния между православными, основывающие себя на мотивах не религиозного значения, а чисто мирских и политических, всегда чуждых природе и духу Церкви Христовой". "В Суздале, — продолжает архиепископ Евлогий, — совсем немыслимо и недопустимо теперь такое отделение в виде автономной Церкви от своей законной Патриаршей. Разномыслие в понятиях возможно, как сказано у ап. Павла (1 Кор.11,10), но не в истинах веры и жизни, как единство, как любовь, святее и краше которой ничего не может быть".

Патриарх Алексий II приветствовал возвращение католиков к латинской мессе, совершив литургию, на которой присутствовали четыре католических епископа

(Вертоградъ – Интерфакс-Религия, Москва)

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II приветствовал недавнее распоряжение Папы Римского Бенедикта XVI, упростившее процедуру служения мессы в соответствии с древней традицией - на латинском языке.

Апостольское послание Папы Бенедикта XVI "Summorum Pontificum", которое либерализовало использование древнего миссала (богослужебных текстов - "ИФ"), "является фактом, который мы оцениваем положительно". Такими словами Патриарх Московский и всея Руси Алексий II охарактеризовал возвращение использования древней литургической традиции в Римской Церкви.

"Мы очень сильно придерживаемся традиции. Без верного сохранения литургической традиции Русская Православная Церковь не была бы способна выстоять в эпоху преследований в двадцатые-тридцатые годы прошлого века", - сказал предстоятель РПЦ МП в интервью итальянской газете "Джорнале" на днях после службы в Успенском соборе Кремля.

Как пишет издание, Патриарх высказал мнение, что данное решение Папы Бенедикта XVI может способствовать сближению с восточными Церквами.

В тот день за Божественной литургией присутствовали четыре католических епископа диозеза Фриулии, пришедшие, чтобы встретиться с Патриархом Алексием и пригласить его в Аквилею, древний итальянский город. Каждому из итальянских гостей Патриарх подарил крест и принял в дар репродукцию аквилейской фрески и реликвию одного из мучеников.

Обязательность мессы на латыни была отменена II Ватиканским собором (1962-1965), когда Католическая Церковь разрешила служить мессы на национальных языках в надежде удержать и умножить количество верующих. Однако такие реформы не привели к желаемым результатам. Более того, в Католической Церкви возник т.н. "лефевристский" раскол, инициированный архиепископом Марселем Лефевром, который не согласился с богослужебной и другими реформами Ватиканского собора и был отлучен за это от Церкви в 1988 году.

Обращение председателя ВВЦУ РПЦЗ епископа Одесского и Таврического Агафангела к пастве

Дорогие пастыри, клирики, монашествующие и миряне, верные Русской Православной Церкви Заграницей!

Наше Собрание представителей приходов РПЦЗ, проходившее в этом году в Астории, объявило о том, что мы продолжаем курс РПЦЗ и принимаем все соборные и синодальные документы, изданные до 17 мая 2007 года. Однако, к сожалению, не все, что было заявлено от лица наших Соборов и Синодов, или даже то, как интерпретировалось соборное мнение архиереев, начиная с конца 90-х годов, действительно соответствовало соборному духу и общему традиционному курсу нашей Церкви. Приведу один пример. На Архиерейском Соборе, на котором мне впервые довелось участвовать в 1996 году, обсуждался вопрос о пересмотре Положения о РПЦЗ. На самом же Соборе была образована соответствующая Комиссия, которая ближе к концу работы Собора представила свое Мнение. Во Мнении, под предлогом разбора Положения, говорилось о необходимости расширить диалог с МП от уровня Германской епархии до официального уровня нашей Церкви. Многие из архиереев высказались категорически против этого и все осталось без какой либо реакции Собора на этот документ. Тем не менее, когда я получил папку с протоколами Собора, то увидел это не принятое Мнение приобщенным к соборным деяниям. Я говорил о своем смущении этим фактом митрополиту Виталию, но стареющий Первоиерарх не предал этому значения. Еще более я был удивлен позже, когда в интервью российской газете один из наших архиепископов, возглавлявший упомянутую Комиссию, заявил, что Собор РПЦЗ принял решение расширить диалог с МП и сослался при этом на подложный документ, как на официальное мнение Собора. Возможно, это был первый эпизод таких своеобразных действий, которым я даже сейчас не решаюсь дать определенную характеристику (поскольку трудно найти взвешенное определение для подобного рода поступков). Апофеозом же подобных искусственных толкований явились официальные заявления по поводу деяний III Всезарубежного Собора, приписывающие этому Собору то, что на самом деле там не принималось и не постанавливалось.

Поэтому, в виду грядущего Всезарубежного Собора, нам следует провести серьезную работу по определению тех искусственных искажений традиционного курса РПЦЗ, которые имели место, начиная с конца 1990-х годов, для того, чтобы Всезарубежный Собор мог дать им соответствующую оценку и вынести по ним окончательное решение. Тем более, что подобного рода продекларированные положения смущали и смущают многих. Также надлежит нам всем особенно уделить внимание тому, что благодаря таким предвзятым положениям и соответствующим им действиям, возникла чреда расколов в нашей Церкви. Мы обязаны постараться объективно определить подлинную причину каждого из этих расколов (следует заметить, что упомянутые расколы были нужны и даже необходимы прежде всего тем, кто из года в год настойчиво добивался вхождения нашей Церкви в состав МП).

Одним из положений, которое, на мой взгляд, нуждается в пересмотре, является высказанное в Соборном послании 2000 года заявление, что якобы Социальная концепция, принятая Московской Патриархией, "по существу перечеркивает Декларацию митрополита Сергия 1927 года". Мы видим, что МП нисколько не изменилась в лучшую сторону в этом вопросе после принятия своей Концепции, поэтому это наше заявление, безусловно, не соответствует действительному положению вещей. Напротив, усиливающееся в МП почитание митрополита Сергия говорит о дальнейшем усугублении начатого им дела по изменению канонического церковного устройства.

Требует также ясного и четкого определения тот неоспоримый факт, что МП не является ни по отношению к нам, ни по отношению ко всей Русской Церкви "Церковью Матерью" или полнотой Русской Церкви, как это часто ими декларируется.

Необходимо определить наше отношение к Сербской Церкви. Еще в 1967 году, 19 мая/1 июня, в связи с ее экуменической деятельностью, нашим Архиерейским Собором, под грифом "Совершенно секретно" было принято следующее постановление: "В дополнение к определению настоящего Собора Епископов об отношении к Сербской Православной Церкви единодушно принимается и утверждается предложение Высокопреосвященнейшего Первоиерарха, Председателя Собора Епископов Митрополита Филарета о том, что все Преосвященные иерархи Русской Православной Церкви Заграницей воздерживаются от сослужения с иерархией Сербской Православной Церкви". Насколько мне известно, это постановление соборно не отменено.

Я упомянул лишь некоторые из достаточно многих, смущающих совесть, искажений нашего традиционного вероисповедания.

Таким образом, в настоящее время накопилось достаточное число положений, появившихся в последние годы, которые нуждаются в более четком определении (в соответствии с традицией РПЦЗ), или, даже, отмене или пересмотре, как не соответствующих нашей традиции.

Мы видим, что путь таких отклонений и отступлений от соборного мнения всей полноты нашей Церкви привел к тому, что традиционные для РПЦЗ соборные и синодальные деяния, касающиеся надежд на возрождение Русской Церкви в истинном исповедании, упования тысяч наших верных чад на возрождение подлинной России, в итоге признаны "утратившими силу" в угоду церковному руководству МП и стоящему над ним нынешнему возглавлению РФ. Причем упразднены они не Собором, а одной только Комиссией по переговорам с МП. Тот ли это итог пути нашей Церкви, на который надеялись и который ожидали наши приснопамятные Первоиерархи и верная им паства?

Поэтому, настоящим своим обращением, я призываю верных чад РПЦЗ начать предсоборное обсуждение нашего исповедование православной веры и видения нашего дальнейшего пути. Созданная на ближайшем заседании ВВЦУ Предсоборная комиссия обязательно учтет все замечания по этому, столь важному для нашего спасения, вопросу. Результат этой работы будет вынесен на рассмотрение Всезарубежного Собора.

Да поможет нам Бог!

Председатель ВВЦУ РПЦЗ
+ Епископ АгафангелОдесса,
8/21 августа 2007года,
Свт. Емилиана испов., еп. Кизического

Кому принадлежит Леснинский монастырь?

Заявление насельниц крупнейшего женского монастыря РПЦЗ, не признавшего подчинение РПЦ МП

10/23 октября с.г., в день памяти преп. Оптинских старцев, Леснинский монастырь отметит 40-ю годовщину своего пребывания в селе Провемон в Нормандии, самого долгого в истории монастыря. Для многих паломников Провемон и есть "Лесна"; они и не знают о существовании села Лесна на Холмщине, в сегодняшней Польше, где в 1683 г. явилась чудесным образом нерукотворенная икона Пресвятой Богородицы и где в 1885 г. был основан монастырь. Сёстры верят, что место в Провемоне было найдено по указанию Самой Пресвятой Богородицы. Средства на покупку такого большого имения, с храмом и несколькими домами, были собраны по молитвам и с благословения свят. Иоанна Шанхайского. За эти 40 лет через Леснинский монастырь прошло около 150-и сестёр, на кладбище покоятся 40 сестёр, возле храма могилы приснопамятных схи-игумений Феодоры (княгиня Львова) и игумении Магдалины (графиня Граббе). Лесна была летней резиденцией 3-го первоиерарха РПЦЗ, приснопамятного Митрополита Филарета, а 4-ый первоиерах, Митрополит Виталий, провёл здесь 2 Архиерейских Собора. Тысячи паломников здесь побывали на поклонении Леснинскому Чудотворному Образу, Монреальской Иверской Мvроточивой Иконе, другим чтимым иконам и частицам мощей святых угодников (коих в обители хранится более сотни). Много паломников участвовало в съездах, проводимых в стенах обители.

Но, по-видимому, наступает конец этому периоду истории Леснинского монастыря, так как совсем недавно номинальные владельцы имения, президент и казначей "Общества друзей монастыря", заявили Игумении Макрине о своём намерении продать Лесну. Несмотря на то, что президент общества, прот. Николай Семёнов, был рукоположен во иереи в день праздника Леснинской иконы в храме обители почти 20 лет тому назад, и здесь же служил свою первую Литургию, и хотя он и его помощник, г-н Кочубей, их семьи и дети часто бывали в монастыре, молились у его святынь, и близко знали многих сестёр, они теперь называют монастырь "домэн" (имение) или "шато" (замок). 15/18-го июля Матушке Игумении Макрине, которая в ноябре отметит своё 50-и летие в монастыре, участнице переезда в Провемон и устройства здесь монастыря, эти "друзья м-ря" заявили, что они являются "проприэтэр" (владельцы) этого имущества, а она и сёстры — "локатэр" (жильцы), что они уже обратились в агенства недвижимости, и что сёстрам предлагается или купить, или покинуть "шато". О причине такого решения они отказались говорить, сказав, что это внутреннее дело "Общества". На возражения, что имение было куплено на деньги, собранные монастырём, для монастыря, и все эти годы содержится силами и средствами самих сестёр, без участия или какой-либо помощи "Общества друзей" они ответили, что тем не менее, "Общество" является владельцем, что оно все эти годы разрешало сёстрам здесь жить "даром", и просят не удивляться, когда будут приезжать оценивать "шато". На вопрос сестёр: "Так вы нас выставляете на улицу?" о. Николай ответил: "Мы же вам даём время..."

Леснинский монастырь прибыл во Францию в 1950 г., и в течение первых 17-и лет снимал здания бывшей католической семинарии в Фуркё, под Парижем. Когда владельцы отказались возобновить аренду, сёстры начали искать новое место, и "Association des Amis du Couvent de la Sainte Vierge de Lesna" или "Общество друзей монастыря" было создано в 1967 г. специально для покупки имения в Провемоне. Во Франции в послевоенные годы и вплоть до учреждения Евросоюза иностранцам, не гражданам Франции было очень сложно, а в некоторых случаях вообще невозможно приобретать недвижимость. Кроме того, было выгоднее покупать имение корпорацией, а не просто частным лицом. С помощью близких к монастырю юристов было составлено и зарегистрировано, в соответствии с законом 1901 г. о безприбыльных организациях, "Общество друзей", состоящее из французских граждан, которое формально приобрело от своего имени имение, и согласно своему уставу, предоставило его для нужд сестёр Леснинского монастыря. Всю деловую переписку и все административные дела "Общества" вела мон. Анна (Короткова), в мiру проработавшая французским чиновником. Она и стала первым секретарём "Общества". Несмотря на решение организовать "Общество" как отдельное от монастыря юридическое лицо (сестёр монастыря оформили как отдельное юридическое лицо на 10 лет раньше, в 1957 году, по тому же закону 1901 г.) и оформить его официальным "хозяином" имения, вся переписка с владельцами имения и нотариусами, оформление документов для покупки имения, перечисление денег, плата за услуги нотариуса и т.д. производились от имени Матушки Игумении Феодоры.

До кончины мон. Анны "Общество" действовало исправно, собираясь раз в год, представляя в префектуру ежегодные финансовые отчёты, сообщая об изменениях в составе членов. Все расходы по содержанию имения, на крупные ремонты, на перестройку храма и на постройку новой гостиницы осуществлялись от имени "Общества", хотя средства предоставлял сам монастырь и все счета вели мон. Флавиана и мон. Анна. Всё делалось с благословения Матушки Феодоры, а после её кончины в 1977 году, Матушки Игумении Магдалины. М. Анна умерла неожиданно и не успела ввести кого-либо из "Общества" или из сестёр в дела администрации "Общества" и косвенно, всего имения. После её смерти члены "Общества" стали собираться всё реже и секретарскую работу запустили. Постепенно монастырь стал платить расходы от своего имени и перестал вести отдельную бухгалтерию для "Общества". В 1973 году о. диакон Вениамин Жуков вошел в администрацию "Общества" (Conseil d’Administration). В последующие годы он делал несколько попыток возродить "Общество", но все они кончились тем же бездействием. К "Обществу" стали обращаться только в самых необходимых случаях, когда требовалось участие официальных представителей: в хлопотах о разрешении хоронить игумений возле монастырского храма, для разрешения Вл. Серафиму строить дом на территории монастыря, для продажи части леса под дрова и т.д.

После первого раскола в Западно-Европейской епархии РПЦЗ в 2001 г. в "Обществе друзей" оказались лица почти всех юрисдикций и расколов: Константинопольского экзархата, Зарубежной Церкви, мансонвилльской группы, сторонники Вл. Варнавы и др. Словом, все, кроме самих сестёр, которые все эти годы сами содержали своё имение. Стало всё сложнее следить за деятельностью "Общества". В 2003 году был закрыт, по просьбе банка, банковский счет "Общества", так как он годами не действовал. Официально никто монастырь не информировал о деятельности "Общества", но доходили слухи о собраниях, об изменениях в составе членов, изменении устава "Общества", и перевыборе администрации, и случайно стало известно, что о. Вениамин Жуков больше не является председателем. Его место занял о. Николай Семенов.

Из-за слухов о возможной попытке "Общества" продать имение, выселить сестёр и заселить монастырь "своими людьми", монастырь не раз запрашивал нотариусов и юристов о своих правах. Все однозначно подтверждают, что так как монастырь долгие годы сам содержит имение, а главное, от своего имени платит государственный налог на недвижимость (taxe foncière), имение фактически принадлежит сёстрам, и невозможно его продать или выселить сестёр без их ведома и согласия. Леснинские сёстры пришли к заключению, что им не грозит никакая опасность, а попытка войти в переговоры с членами "Общества" может привести к крупным неприятностям и к длительному судебному процессу. Было решено оставить всё, как есть.

В начале мая с.г., из-за своего несогласия с Актом о каноническом общении между РПЦЗ и Московским Патриархатом, Леснинский монастырь был принят под омофор Архиепископа Тихона, Первоиерарха Русской Истинно-Православной Церкви, и ждал неприятностей и притеснений прежде всего от своего бывшего священноначалия, то есть от Синода Митр. Лавра. От администрации "Общества" своих "друзей", давно уже находящегося под омофором Еп. Антония Бельцкого (РПЦЗ/В/), монастырь ждал если не поддержки, то хотя бы понимания. Но на вопрос "как они могут себя называть "Обществом друзей м-ря" если они сестёр (с парализованной мон. Ольгой, 92-х летней мон. Варварой и немощной наместницей мон. Пелагией) выставляют на улицу?" г-н Кочубей ответил, что, к сожалению, в наши времена церковной неразберихи очень трудно определить, кто в действительности является "другом"; не следует обращать внимание на устаревшую терминологию. Поразительно, как совершенно по-другому отнеслись к новости о возможной продаже и изгнании не свои православные: один из самых крупных римо-католических монастырей во Франции предложил предоставить леснинским сёстрам свою гостиницу и часовню в случае крайней необходимости.

Матушка Игумения Макрина получила официальное письменное заявление "Общества друзей" о намерении продать "домэн" в Провемон 27.07/09.08, ровно через 57 лет со дня бегства монастыря из коммунистической Сербии во Францию. По-видимому, опять настало время гонений. В своём оповещении о переходе под омофор РИПЦ сёстры писали, что "...почивший Вл. Мит. Виталий... окончил свои дни в изгнании и нищете, и мы не страшимся подобной участи". Волею судеб, считающие себя самыми рьяными "защитниками" и последователями Вл. Виталия теперь гонят сестёр.

Вопрос о том, кому на самом деле принадлежит "Лесна" в Провемоне, наверное, будут еще долго разбирать. Сёстры же продолжают совершать ежедневные богослужения, молятся и трудятся, принимают паломников. Собирают средства на неминуемый, очень дорогой ремонт своей крыши. И в очередной раз убедились, что могут полагаться только на Господа, на Его Пречистую Матерь и на своих небесных покровителей, а не на "князи и сыны человеческие", и тем более не на "друзей".

Сёстры Леснинского Свято-Богородицкого монастыря
Провемон, 28.07/10.08.2007 г.