пятница, ноября 17, 2006

Игумен Григорий (Лурье) прокомментировал очередные прещения, наложенные на него Митрополитом Валентином

(Портал-Credo.Ru – Вертоградъ, Санкт-Петербург)

Текст "указа № 31" за подписью Митрополита Суздальского и Владимирского Валентина (Русанцова) был распространен 11 ноября в Интернете диаконом Николаем Станошеком, а затем опубликован на сайте "Меч и трость", известном своим негативным отношением к Российской Православной Автономной Церкви (РПАЦ). В указе, в частности, говорится: "Ввиду того, что Василий Лурье (бывший иеромонах Григорий, принадлежащий к Российской Православной Автономной Церкви) продолжает свои кощунственные служения (по архиерейскому чину), отлучен от Российской Православной Автономной Церкви".

Не касаясь вопроса о подлинности этого указа, но отметив, что в нем содержатся грамматические и фактологические ошибки, а также не приведено каких-либо канонических оснований, игумен Григорий (Лурье) согласился прокомментировать текст документа "Порталу-Credo.Ru", учитывая "церковно-политический резонанс, который пытаются придать этому указу некоторые лица, настроенные, в основном, враждебно к РПАЦ".

О. Григорий напомнил, что он уже неоднократно и подробно разъяснял, почему решение сентябрьского заседания Синода РПАЦ 2005 г. о наказании его за "ересь" нельзя признавать законным. "Не было предпринято никакого расследования моего "дела", - отметил он, - мне не предоставили гарантированную канонами возможность объясниться, обвинители и судьи выступали в одном лице и, в конце концов, инкриминировали мне нелепое учение, которого я никогда не исповедовал и не придерживался. Сам осудивший меня орган - в составе постоянно проживающих в Суздале архиереев - является нелигитимным, поскольку его никто не избирал и даже не назначал, он не имеет постоянного состава и лишь подписывает принятые единолично Митрополитом Валентином решения". При этом настоятель прихода РПАЦ в Санкт-Петербурге заметил, что "дееспособность самого Митрополита Валентина как предстоятеля Церкви все чаще ставится под сомнение клириками и чадами РПАЦ, которые пока лишены "технической" возможности обсудить положение в Церкви соборно и канонически сформировать ее Священноначалие".

Также о. Григорий напомнил, что пока прещения в его адрес носили исключительно дисциплинарный характер (Митрополит Валентин, пусть и без четких оснований, запрещал его в служении как правящий архиерей), он подчинялся этим прещениям. "Когда же в этих прещениях появился "богословский" компонент, имеющий слишком абсурдный характер и лишь скрывающий их подлинные причины, - сказал собеседник Портала, - я вынужден был, подчиняясь требованиям канонического права, отвергнуть такие "прещения".

Игумен Григорий также категорически опроверг единственное приведенное в "указе № 31" основание для новых прещений в его адрес - "совершенно вымышленный факт служения по архиерейскому чину". Митрополит Валентин, как предположил о. Григорий, "вероятно, в силу слабого знакомства с церковным уставом и чинопоследованием Литургии св. апостола Иакова, решил, что я совершал богослужение по архиерейскому чину. Обряд поклонения с триплетенными свечами он принял за архиерейское осенение дикирием и трикирием".

"Как-то неубедительно даже для самих последователей Митрополита Валентина, - считает санкт-петербургский игумен, - выглядит наложение столь серьезных прещений как отлучение от Церкви единолично одним епископом, без Собора и без тщательного рассмотрения обвинений по существу".

В заключение игумен Григорий (Лурье) заявил: "Я как был, так и остаюсь верным клириком РПАЦ, которая переживает сейчас переходный предсоборный период. Действия же Митрополита Валентина, по мере того, как они становятся все более абсурдными и неканоничными, находят все меньше поддержки и понимания в самой РПАЦ, ускоряя тем самым процесс нормализации ее Высшего церковного управления, который, как я надеюсь, будет происходить в рамках более общего процесса объединения разрозненных частей Российской Церкви".

В Суздале начинается проверка, в результате которой храмы РПАЦ могут быть переданы РПЦ МП

(СЕВ – Вертоградъ, Суздаль)

Специальная комиссия Теруправление Росимущества по Владимирской области приступит к работе 16 ноября, чтобы выяснить «соответствие технического состояния относящихся к федеральной собственности храмов РПАЦ требованиям действующего законодательства и охранных договоров».

Комиссия создана в результате письма от 19 октября 2006 года Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, которое ссылается на письмо Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Г.С. Полтавченко от 22 сентября 2006 г. Представитель президента просит вновь проверить храмы РПАЦ в Суздале, «переданные в пользование Суздальскому епархиальному управлению Российской Православной Церкви Заграницей, но фактически находящиеся в пользовании Суздальской Епархии Российской Православной Автономной Церкви».

2 ноября 2006 г. новый межрайонный прокурор г. Суздаля Морковкин Я.Н. направил Управляющему Суздальской епархией РПАЦ Митрополиту Валентину Представление, в котором сообщалось о том, что Суздальской межрайонной прокуратурой была проведена проверка соблюдения законодательства об объектах культурного наследия, в ходе которой «были выявлены нарушения закона». Далее прокурор делает подробные выписки из Положения о передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2001г. № 490, и указывает, что «в нарушение данных требований законодательства… до настоящего времени Суздальской епархией не заключены договоры безвозмездного пользования вышеперечисленными объектами культурного значения».

Прокурор также обвиняет РПАЦ в том, что она не переоформила договоры безвозмездного пользования в соответствии с требованиями федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 29.06.2002 г. В результате прокурор предлагает «в течение месяца со дня внесения представления принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих».

Ранее, 17 мая 2006 г., специальная Комиссия Федерального агентства по управлению федеральным имуществом проводила проверку состояния и фактического использования храмов — памятников культуры, находящихся в федеральной собственности и переданных в безвозмездное пользование Суздальской Епархии РПАЦ. Комиссия также проверила документацию, подтверждающую право пользования РПАЦ означенными храмами, и не нашла никаких нарушений действующего законодательства.

Поскольку в этот раз проверка инициирована Полномочным представителем Президента РФ, результат работы комиссии может оказаться иным, и в этом случае Царе-Константиновский кафедральный собор и другие храмы РПАЦ в Суздале будут переданы Московской патриархии.

Постановления Чрезвычайного Архиерейского Собора Российской Православной Церкви ("антониевская ветвь" РПЦЗ(В))

Российская Православная Церковь Чрезвычайный Архиерейский Собор 2006 года

"Изволися Святому Духу и нам"

20 октября/2 ноября, 2006 года в 14:00 после Божественной Литургии и пения молитвы "Днесь благодать Святого Духа нас собра" Местоблюститель Первоиераршего престола РПЦЗ, Высокопреосвященнейший Архиепископ Антоний (Орлов) открыл заседание Чрезвычайного Архиерейского Собора.

С 20 октября/2 ноября, 2006 года по 25 октября/7 ноября, 2006 года в кафедральном храме Центрально-Российской епархии (г. Щербинка) состоялся Чрезвычайный Архиерейский Собор РПЦЗ, в котором приняли участие следующие епископы:

- Антоний (Орлов), Архиепископ Лос-Анжелосский и Южно-Американский, Монреальский и Восточно-Канадский, Местоблюститель Первоиераршего престола РПЦЗ.
- Виктор (Пивоваров), Архиепископ Славянский и Южно-Российский.
- Стефан (Бабаев), Епископ Усть-Сысольский и Северо-Российский.
- Дамаскин (Балабанов), Епископ Орловский и Центрально-Российский, Секретарь Архиерейского Синода.
- Афанасий (Жюгжда), Епископ Нижегородский и Уральский, хиротонисанный в первый день Собора.

Чрезвычайный Архиерейский Собор постановил:

1. В целях пополнения епископата рукоположить игумена Афанасия (Жюгжда) во епископа.

2. Вернуть Архиерейский Синод в Россию. Адрес Синода: Россия, 142171, Московская область, г. Щербинка, ул. Индустриальная д. 26

3. Вернуться к названию Российская Православная Церковь данному на Соборе 1917-1918 годов.

4. Избрать Высокопреосвященнейшего Архиепископа Антония (Орлова) Первоиерархом Российской Православной Церкви с возведением его в сан Митрополита.

5. Именовать Первоиерарха Российской Православной Церкви Высокопреосвященнейшего Митрополита Антония (Орлова) титулом Московский и Всероссийский, Лос-Анжелосский и Всезарубежный.

6. Епископа Владимира (Целищева), епископа Антония (Рудей), епископа Анастасия (Суржик) вышедших из подчинения Высшей Церковной Власти - Архиерейского Собора, и собравших самочинное сборище, согласно с Правилами: 1 пр. Василия Великого, и также IV Всел. Соб. 18 пр.: II Всел. Пр. 6; VI Всел. 34 пр.: Гангр. 6 пр.; Двукратного Собора пр. 14 и 15; объявить находящимися вне Российской Православной Церкви.

7. Приём "духовенства" из Московской патриархии производить в следующем порядке: покаяние, крещение, венчание (постриг для монашествующих) и рукоположение.

8. Приём мирян из Московской патриархии производить через покаяние и крещение.

9. Приём священнослужителей и мирян из церковных расколов оставить на рассмотрение правящего Архиерея, который о приёме или отказе в приёме священнослужителя извещает Секретаря Синода для оповещения остальных архиереев.

***

Возведение в сан Архиепископа.

Решением Архиерейского Собора возведён в сан Архиепископа Преосвященный Стефан, епископ Усть-Сысольский и Северо-Российский.

***

Избрание Архиерейского Синода

Учредить Архиерейский Синод Российской Православной Церкви в следующем составе:

Председатель Архиерейского Синода - Высокопреосвященнейший Антоний (Орлов), Митрополит Московский и Всероссийский, Лос-Анжелосский и Всезарубежный.
Заместитель Председателя Архиерейского Синода - Преосвященнейший Виктор (Пивоваров), Архиепископ Славянский и Южно-Российский.
Заместитель Председателя Архиерейского Синода - Преосвященнейший Стефан (Бабаев), Архиепископ Усть-Сысольский и Северо-Российский.

Члены:

- Епископ Дамаскин (Балабанов), Орловский и Центрально-Российский, Секретарь Архиерейского Синода.
- Епископ Афанасий (Жюгжда), Нижегородский и Уральский.

***

Учреждение новых епархий.

Архиерейский Собор постановил учредить новые епархии в следующих границах:

1. Московская и Всезарубежная епархия, включающая в себя город Москва (*) и Зарубежные территории за пределами Российской Империи до 1914 года. Управляющим епархией является Митрополит Антоний (Орлов), Первоиерарх Российской Православной Церкви.
2. Приволжско-Уральская епархия, включающая в себя Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа, Казахстан и Среднюю Азию. Управляющим епархией назначается епископ Афанасий (Жюгжда) с титулом Нижегородский и Уральский.
3. Относительно Южно-Российской епархии, управляющим которой является Архиепископ Виктор (Пивоваров), определяются канонические её границы в пределах Южного федерального округа, Грузии, Крыма, Украины и Молдовы.
4. Относительно Северо-Российской епархии, управляющим которой является Архиепископ Стефан (Бабаев), определяются канонические её границы в пределах Северо-Западного федерального округа, Финляндии, Эстонии, Латвии и Литвы.
5. Относительно Центрально-Российской епархии, управляющим которой является епископ Дамаскин (Балабанов), определяются канонические её границы в пределах Центрального федерального округа (исключая Москву), Белорусии и Польши.

(*) Во время отъезда Митрополита Антония (Орлова) окормление Московской паствы временно поручается управляющему Центрально-Российской епархии.

Соборные документы подписали:

+ Митрополит Антоний
+ Архиепископ Виктор
+ Архиепископ Стефан
+ Епископ Афанасий
+ Епископ Дамаскин


Секретарь Архиерейского Синода РПЦ

среда, ноября 08, 2006

Литургия Апостола Иакова совершена в приходе РПАЦ в Санкт-Петербурге

(Вертоградъ, Санкт-Петербург)

Литургия Апостола Иакова, брата Господня, первоиерарха Иерусалимской Церкви, была совершена в день памяти этого святого 5 ноября в Свято-Елизаветинском храме РПАЦ в Петербурге. Литургию совершили клирики этого храма игумен Григорий и иеромонах Даниил.

Совершать в этот день литургию апостола Иакова установил в 1938 году Первоиерарх РПЦЗ Митрополит Анастасий (Грибановский). В его время эту древнюю литургию продолжали служить в Иерусалимском патриархате и в некоторых районах Христианского востока. Митрополит Анастасий отмечал ее важность для наших дней, поскольку именно на этой службе особые молитвы возносится о христианах, находящихся в узах и в гонениях.

Архиерейский Собор РПЦЗ(А) в подмосковной Щербинке избрал нового Первоиерарха

(«Меч и трость» - Портал-Credo.Ru, Москва)

Чрезвычайный Архиерейский Собор РПЦЗ(А) открылся 2 ноября в подмосковной Щербинке в кафедральном храме Центрально-Российской епархии епископа Дамаскина (Балабанова). Для участия в Соборе прибыли местоблюститель первоиераршего престола архиепископ Антоний (Орлов), архиепископ Славянский и Южно-Российский Виктор (Пивоваров) и епископ Усть-Сысольский и Северо-Российский Стефан (Бабаев).

В первый же день Собора за Божественной литургией была совершена архиерейская хиротония игумена Афанасия (Жюгджа) с наречением его епископом Нижегородским и Уральским. После Божественной литургии и праздничной трапезы состоялось первое заседание Собора.

Во второй день работы Архиерейского Собора, 3 ноября, был избран новый Предстоятель этой ветви РПЦЗ Антоний (Орлов). В этот день состоялось настолование архиепископа Антония (Орлова) в митрополита. Митрополиту Антонию на его первой Первоиераршей Литургии сослужили архиепископ Виктор Славянский и Южно-Российский, епископ Стефан Усть-Сысольский и Северо-Российский, епископ Дамаскин Орловский и Центрально-Российский, епископ Афанасий.

На праздник Казанской иконы Божией Матери, 4 ноября, новоизбранный первоиерарх РПЦЗ(А) Митрополит Антоний (Орлов) совершил в храме в подмосковной Щербинке свою вторую Божественную литургию в сане Митрополита. Как сообщает корреспондент "Портала-Credo.Ru", помимо архиереев, участвующих в Чрезвычайном Соборе РПЦЗ(В-А), проходящем в Щербинке, Митрополиту сослужили благочинный Тульской области священник Сергий Кашенцев, настоятель общины в Истринском районе Московской области священник Владимир Матвеев, священник из Сергиево-Посадского района Александр Моисеев, клирик Сыктывкарской епархии РПЦЗ(А) священник Максим Савельев, клирик петербургской общины священник Олег Прокопов.

По окончании богослужения первоиерарх РПЦЗ(А) произнес проповедь, в которой вспомнил о событиях Смутного времени, положенных в основу отмечавшегося в этот день в России нового государственного праздника - Дня народного единства. Как в начале XVII века, так и сейчас, считает Митрополит Антоний, "самозванцы, иноземцы правят на Руси", а их цель - "уничтожить в России православную веру".

Первоиерарх РПЦЗ(А) призвал свою паству: "Молитесь под стенами Московского Кремля об избавлении от врагов, которые еще здесь". Митрополит предсказал, что на помощь русским православным людям придет преподобный Сергий Радонежский, "и будет у нас народная рать, как была под руководством князя Пожарского и Козьмы Минина".

"Теснее сплотимся, - призвал Митрополит Антоний, – и Господь даст нам Царя-батюшку, Помазанника Божия".

Клирик РПЦ МП о. Л. С. Еще одна точка зрения на объединение РПЦ МП и РПЦЗ(Л)

Взгляд изнутри Московского патриархата

Выскажу и я кратко свой взгляд на всю эту канву объединения РПЦ МП и Русской Православной Церкви заграницей под омофором Митрополита Лавра (РПЦЗ(Л)). В целом, я не претендую на полное и достоверное отображение событий. Я просто брал информацию из СМИ, слухи от знакомого духовенства, а все остальное додумывал сам, сопоставляя имеющиеся факты.

С моей точки зрения, причиной ускоренного процесса этого сближения невольно стал сам Патриарх Алексий II, а точнее – весьма плачевное состояние его здоровья. По слухам, у него рак горла (вспомните, как странно и с надрывом он говорит), плюс еще ряд старческих недомоганий, что скрывается от общественности. Один из серьезных кризисов его здоровья случился в 2002 году, когда его вообще чуть было не "списали". Тогда перед руководством ФСБ (бывший КГБ) очень остро встал насущный вопрос о следующем Патриархе, и там, наконец-то, озаботились этой проблемой.

Надо отметить, что сами по себе дореволюционные российские и советские спецслужбы ранее никогда не обладали собственным мнением – они всегда были послушным орудием в руках власти и следовали идеологическим указаниям "сверху". Сегодня, когда волею судеб ФСБ напрямую владеет властью, православие в нашей стране стало одним из важных составляющих пресловутой "национальной идеи" и государству выгодно иметь при себе крепкую и красивую Церковь, а потому ФСБ сейчас работает во благо Церкви.

Итак, ФСБ озаботилась кандидатурой следующего Патриарха. И тут их ждало жестокое разочарование (у них еще с советских времен имеется регулярно пополняемое объемное досье со всей подноготной на всех архиереев, как бывших, так и нынешних) – наиболее возможные кандидаты были либо криминальными личностями, либо весьма либерально настроенными (и тоже не без грехов), что как раз противоречило планируемой властью концепции Церкви. Получилась полная, простите, ерунда, ибо "запасной" Патриарх нужен уже вот-вот, а из своих все, мягко говоря, недостойные. Тут-то как раз и появился на сцене архимандрит Тихон (Шевкунов), неофициальный глава неофициальной же группы традиционалистов в Московской патриархии, с присущей им всем филоРПЦЗшной наклонностью во взглядах (их еще за спиной называли "внутренней РПЦЗ"). Он-то и присоветовал обратить свой взор на зарубежных иерархов. ФСБ никакого досье на тех не имела, а со стороны архимандрита Тихона присутствовала крайняя идеализация зарубежников, впрочем, свойственная, в той или иной мере, всем патриархийным традиционалистам. Поскольку здоровье Патриарха Алексия II было в весьма плачевном состоянии, то процесс объединения двух Церквей (а значит и получение нового кандидата в Патриархи, чистого, не из нашего болота) со стороны Москвы был форсирован. Именно поэтому встречаться с зарубежными иерархами поехал президент собственной персоной (сам бывший агент КГБ), и в Москве почти никто не сомневался, что объединение пройдет в ближайшие два-три месяца, а руководство РФ, повторюсь, пристально отслеживало и форсировало этот вопрос.

Следует заметить, что в самой патриархии (в "левой" и "центристской" ее части) тогда были весьма недовольны грядущим процессом объединения. Сам Патриарх (центрист по взглядам) весьма язвительно спросил у архимандрита Тихона поле его первого визита к зарубежникам: "Ну что, видел своего будущего Патриарха?", о чем сам Тихон в конфиденциальной беседе впоследствии и рассказывал. И Патриарх Алексий II, и митрополит Кирилл (Гундяев), который был напуган перспективой утраты своего влияния за рубежом как главы ОВЦС МП (ведь тогда никто не представлял себе, как будет решен вопрос о статусе и полномочиях Зарубежной Церкви после объединения), пытались некоторыми провокационными действиями сорвать процесс объединения.

Например, сам Патриарх сразу же после первого визита нашей делегации к зарубежникам инициировал и провел награждение церковными орденами некоторых сотрудников ФСБ и ветеранов Комитета госбезопасности, а ведь общеизвестно весьма "нервное" отношение РПЦЗшников к нашим спецслужбам. Так что, это была отнюдь не благодарность Патриарха, как полагали некоторые. Но подобные "реверансы" со стороны патриархии очень быстро прекратились.

Но вот прошли некоторые восторги первых дней, ФСБ плотнее поработало с зарубежниками и выяснилось, что РПЦЗ(Л) не такая хорошая, как ее описывал архимандрит Тихон. Вот тут мне уже сложно говорить однозначно о причинах такого разочарования, ибо никаких контактов ни в среде зарубежного духовенства, ни в ФСБ я не имею, а в среде патриархийного духовенства слухи ходят самые разные. В частности, говорится о полном безволии Митрополита Лавра, о больших трениях и противодействии внутри самой РПЦЗ(Л), о низком уровне их образования и раскольнических тенденциях. Но, как бы там ни было, факт остается фактом - ФСБ разочаровалась в идее выдвижения кандидатуры Патриарха из среды зарубежников. И тут же всякое давление с ее стороны на процесс объединения прекратилось, и дальнейшее продвижение этого процесса полностью легло на плечи самой МП. Тем более, что нынешний Патриарх от болезни несколько оправился, и жесткая потребность в преемнике на некоторое время отложилась. Именно поэтому Путин больше не встречается с иерархами РПЦЗ(Л) и не делает никаких заявлений по поводу объединительного процесса, предоставив попам самим разбираться в хитросплетениях церковной политики.

Естественно, ФСБ в результате пришло к тому, с чего начало – к отсутствию наследника на патриарший престол. Тогда они решили взяться за наиболее перспективного (с их точки зрения) архиерея - главу ОВЦС МП митрополита Кирилла (Гундяева) и как следует откорректировали его позицию (именно с этим связана столь резкая и внешне необоснованная перемена во взглядах у владыки Кирилла за последние два года – с либеральной на умеренно-консервативную), начав его понемногу пиарить.

В связи с портретом митрополита Кирилла следует заметить, что он, в первую очередь, политик, потом бизнесмен и лишь в третью (если не в четвертую или более) очередь, – православный епископ, что весьма сильно отражается на его поведении. (Впрочем, очередность двух первых позиций может быть переставлена – от перемены этих двух слагаемых, как и в арифметике, результат не меняется). Об этом могут свидетельствовать люди, близко его знающие.

Итак, помяните мое слово - независимо от результата объединения МП и РПЦЗ, следующим Патриархом у нас будет митрополит Кирилл (Гундяев). Естественно, это при условии, что за грядущее время ничего особенного не произойдет и все останется как есть сейчас.

Лично я по своим взглядам более всего склоняюсь на сторону т. н. "лояльной оппозиции внутри РПЦЗ(Л)" по отношению к объединительному процессу. Я признаю необходимость и даже неизбежность этого объединения и очень надеюсь, что РПЦЗ(Л) сможет положительно повлиять на МП в вопросах членства последней во Всемирном совете Церквей и окончательного разбора ситуации с митрополитом Сергием (Страгородским).

Увы, судя по всему, этого не случится. Эти "недоразумения" останутся неразрешенными, а дальнейшую судьбу Зарубежной Церкви, при условии более серьезной, нежели простое поминовение Патриарха за Литургией, зависимости РПЦЗ(Л) от Москвы, я предсказать не берусь.

пятница, ноября 03, 2006

Презентация книги о священномученике Иосифе Пертроградском состоится в Петербурге

(Вертоградъ, Санкт-Петербург)

Презентация книги "Священномученик Иосиф, Митрополит Петроградский. Жизнеописание и труды" состоится в Петербурге 6 ноября, в 14 часов, в конференц-зале ЦВЗ "Манеж" по адресу Исаакиевская пл., д.1. Презентация пройдет в рамках XII всероссийской выставки "Православная Русь".

Помимо авторов книги — М.С. Сахарова и Л.Е. Сикорской — на презентации выступят известные церковные историки и публицисты: В.В. Антонов, М.В. Шкаровский, прот. Георгий Митрофанов, И.В.Попов и др.

На презентации книгу можно будет купить с 30% скидкой.

Книгой об Иосифе Петроградском издательство открыло серию "Новомученики и исповедники Российские пред лицом богоборческой власти", в которой будут издаваться жизнеописания тех, кто своей жизнью и мученической кончиной противостоял официальной церковной линии митрополита Сергия.

Визит митрополита Валентина в США: новые подробности

(СЕВ - Вертоградъ, Нью-Йорк - Суздаль)

Некоторые новые подробности состоявшегося 13-24 октября визита главы РПАЦ Митрополита Валентина в США сообщил в конце октября официальный орган Суздальской епархии РПАЦ "Суздальские епархиальные ведомости". Издание в первую очередь опровергает "некоторые слухи" о том, что Митрополит ездил в США для врачебных консультаций. "Первоиерарх РПАЦ прибыл в США не для врачебных консультаций, а с целью встречи с", - сообщает "СЕВ".

13 и 14 октября Митрополит Валентин совершил Всенощное бдение и Божественную литургию праздника Покрова Пресвятой Богородицы в домовом Никольском храме в Элмвуд-парке, Нью-Джерси, в доме покойного Епископа Григория (Граббе). 16 октября Митрополит совершил заупокойное богослужение по почившим Преосвященным Епископам Григорию и Антонию (Граббе), а также Анастасии Шатиловой (урожденной Граббе).

Первоиерарх РПАЦ выразил удовлетворение деятельностью Епископа Павловского Андрея, своего викария в США, однако сам совершил чиноприем мирян разных национальностей, пожелавших присоединиться к РПАЦ. По сообщению официального органа Суздальской епархии, "Владыка Митрополит рассмотрел обращения нескольких первоиерархов истинно-православных юрисдикций, желавших войти в общение с РПАЦ или восстановить с ее помощью свою иерархию". Вероятно, речь идет о «епископах-одиночках», в большом количестве существующих в США. Одна из подобных групп, которую возглавляет архиепископ Григорий (Абу-Ассаль), ведет свое апостольское преемство от РПАЦ. Очевидно, все эти обращения были отвергнуты, равно как и "план воссоединения всех истинно-православных Церквей в России в единую Поместную Церковь", предложенный представителем одной из греческих юрисдикций. Вместе с тем, Митрополит Валентин осудил деятельность «группы Григория (Лурье)», охарактеризовав распространяемую ею информацию как "негативную и клеветническую".

Акт о каноническом общении РПЦ МП и РПЦЗ(Л)

Мы, смиренный Алексий Второй, Божией милостью Патриарх Московский и всея Руси, купно с Преосвященными членами Священного Синода Русской Православной Церкви - Московского Патриархата, собравшимися на заседание Священного Синода (дата) в Богоспасаемом граде Москве, и смиренный Лавр, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский, Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей, купно с Преосвященными Архиереями - членами Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей, собравшимися на заседание ( время, место), руководствуясь стремлением к восстановлению благословенного мира, богозаповеданной любви и братского единения в общем делании на ниве Божией всей Полноты Русской Православной Церкви и верных ее, в Отечестве и в рассеянии сущих, принимая во внимание исторически сложившееся устроение церковной жизни русского рассеяния вне пределов канонической территории Московского Патриархата, учитывая, что Русская Православная Церковь Заграницей осуществляет свое служение на территории многих государств,

- настоящим Актом утверждаем:

1. Русская Православная Церковь Заграницей, совершая свое спасительное служение в исторически сложившейся совокупности ее епархий, приходов, монастырей, братств и других церковных учреждений, пребывает неотъемлемой самоуправляемой частью Поместной Русской Православной Церкви.

2. Русская Православная Церковь Заграницей самостоятельна в делах пастырских, просветительных, административных, хозяйственных, имущественных и гражданских, состоя при этом в каноническом единстве со всей Полнотой Русской Православной Церкви.

3. Высшую духовную, законодательную, административную, судебную и контролирующую власть в Русской Православной Церкви Заграницей осуществляет ее Архиерейский Собор, созываемый ее Предстоятелем (Первоиерархом) согласно Положению о Русской Православной Церкви Заграницей.

4. Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей избирается ее Архиерейским Собором. Избрание утверждается, в соответствии с нормами канонического права, Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом Русской Православной Церкви.

5. Имя Предстоятеля Русской Православной Церкви, а также имя Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей возносится за богослужением во всех храмах Русской Православной Церкви Заграницей перед именем правящего архиерея, в установленном порядке.

6. Решения об образовании или упразднении епархий, входящих в Русскую Православную Церковь Заграницей, принимаются ее Архиерейским Собором по согласованию с Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом Русской Православной Церкви.

7. Архиереи Русской Православной Церкви Заграницей избираются ее Архиерейским Собором или, в случаях, предусмотренных Положением о Русской Православной Церкви Заграницей, Архиерейским Синодом. Избрание утверждается на канонических основаниях Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом Русской Православной Церкви.

8. Архиереи Русской Православной Церкви Заграницей являются членами Поместного и Архиерейского Соборов Русской Православной Церкви и участвуют в установленном порядке в заседаниях Священного Синода. Представители клира и мирян Русской Православной Церкви Заграницей участвуют в Поместном Соборе Русской Православной Церкви в установленном порядке.

9. Вышестоящей инстанцией церковной власти для Русской Православной Церкви Заграницей являются Поместный и Архиерейский Собор Русской Православной Церкви.

10. Решения Священного Синода Русской Православной Церкви действуют в Русской Православной Церкви Заграницей с учетом особенностей, определяемых настоящим Актом, Положением о Русской Православной Церкви Заграницей и законодательством государств, в которых она осуществляет свое служение.

11. Апелляции на решения высшей церковно-судебной власти Русской Православной Церкви Заграницей подаются на имя Патриарха Московского и всея Руси.

12. Изменения, вносимые в Положение о Русской Православной Церкви Заграницей ее высшей законодательной властью, подлежат утверждению Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом Русской Православной Церкви в том случае, если таковые изменения имеют канонический характер.

13. Русская Православная Церковь Заграницей получает святое миро от Патриарха Московского и всея Руси.

Настоящим Актом восстанавливается каноническое общение внутри Поместной Русской Православной Церкви.

Ранее изданные акты, препятствовавшие полноте канонического общения, признаются недействительными либо утратившими силу.

Восстановление канонического общения послужит, Богу содействующу, укреплению единства Церкви Христовой и делу ее свидетельства в современном мире, способствуя исполнению воли Господней о том, "чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино" (Ин. 11. 52).

Воздаем благодарение Всемилостивому Богу, Своею всесильною десницею направившему нас на путь к уврачеванию ран разделения и приведшему нас к вожделенному единству Русской Церкви на родине и за рубежом, во славу Его Святого Имени и на благо Его Святой Церкви и верных чад Ее. Молитвами Святых Новомучеников и Исповедников Российских, Господь да дарует благословение Единой Русской Церкви и чадам Ее, во отечестве и рассеянии сущим.

Опубликовано на официальном сайте РПЦ МП и на официальном сайте РПЦЗ(Л) 1 ноября 2006 г.

Приложение к Акту о каноническом общении РПЦЗ(Л) и РПЦ МП

Акт о каноническом общении вступает в силу по утверждении его Священным Синодом Русской Православной Церкви, действующим на основании определения Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви "О взаимоотношениях с Русской Зарубежной Церковью" (Москва, 3-8 октября 2004 года), и Архиерейским Синодом Русской Зарубежной Церкви, действующим на основании резолюции "Об Акте о каноническом общении" Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей (Сан-Франциско, 15-19 мая 2006 года).

1. В соответствии с Актом о каноническом общении, отдельные дополнения и изменения должны быть в установленном порядке внесены в главу VIII Устава Русской Православной Церкви ("Самоуправляемые Церкви"), а также в Положение о Русской Зарубежной Церкви.

2. Действуя в духе церковной икономии, Священный Синод Русской Православной Церкви и Архиерейский Синод Русской Зарубежной Церкви предусматривают пятилетний переходный период для полного урегулирования положения бывших приходов Русской Зарубежной Церкви на канонической территории Московского Патриархата посредством их вхождения в юрисдикцию местных правящих архиереев. До завершения этого срока таким приходам, не находящимся на территории Самоуправляемых Церквей, предоставляется возможность находиться под окормлением викария Патриарха Московского и всея Руси, которому, с благословения Патриарха, предоставляется также возможность принимать участие в работе Архиерейского Собора и Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви по приглашению ее Первоиерарха.

3. В странах рассеяния, где существуют параллельные церковные структуры, а также на Святой Земле, с обеих сторон будут с подобающей пастырской осмотрительностью прилагаться все усилия для разрешения проблем, препятствующих успешному сотрудничеству и совместному свидетельству.

Опубликовано на сайте "Интерфакс-религия" 1 ноября 2006 г.

"Портал-Crero.Ru": Вожделенный Акт

После появления в прессе черновой версии Акта о каноническом общении РПЦ МП и РПЦЗ(Л) затягивание его официальной публикации потеряло смысл

Первый день ноября 2006 года, который известен в католической традиции как День всех святых, а в секулярной постхристианской - в противовес тому - как праздник всякой нечисти и бесовщины Хеллоуин, был избран высокими соединяющимися сторонами РПЦ МП и РПЦЗ(Л) как день официальной публикации главного документа всего "объединительного процесса" - Акта о каноническом общении. Конечно, этот день можно было бы назвать "историческими", только за два с лишним года, что тянется "объединительный процесс", сей эпитет выхолостился и затрепался до безобразия. "Историческими" были: визит Путина в Синод РПЦЗ, официальный визит архиепископа Марка в Москву, официальный визит Митрополита Лавра в Москву, решение Архиерейского Собора РПЦ МП об объединении, многочисленные сессии "встречных комиссий" по объединению, не оправдавший надежд IV Всезарубежный Собор в мае и оправдавшее надежды заседание Синода РПЦЗ(Л) в начале сентября этого года... Как говорится, "караул устал". Церковная публика стала воспринимать "долгожданное воссоединение" или как уже состоявшийся факт (дело лишь за какими-то малозначительными формальностями), или как "сказку про Белого бычка", конца которой не предвидится, а потому он и не особенно интересен.

Оба подхода по-своему справедливы. Идеологам РПЦ МП и церковным политикам важен не столько документ о каноническом единстве, сколько некий символический акт, с помощью которого РПЦЗ(Л) отказывается от своего главного "символического капитала", "теряет силу", перестает быть опасной и "соблазнительной" альтернативой Московскому патриархату. Таким символическим актом, на наш взгляд, стал официальный визит в Москву в мае 2005 года первоиерарха РПЦЗ(Л) Митрополита Лавра, в ходе которого, впервые в истории, глава Русской Зарубежной Церкви молился за патриаршими богослужениями, произносил приветственные речи и заверял всех, что вопрос об объединении практически решен. Этого акта всенародного поклонения главы "белой" Церкви главе Церкви, сформировавшейся по воле "красного" Кремля в ходе известных коллизий ХХ века, было достаточно для того, чтобы говорить об "историческом поражении" "карловчан", крахе идеи канонически чистой и отвергшей компромисс с богоборцами РПЦЗ. Впрочем, IV Всезарубежный Собор, прошедший в Сан-Франциско год спустя после "исторического" визита Митрополита Лавра в Москву, показал, что позиция первоиерарха нерепрезентативна, и попытался уцепиться за соломинку традиционных условий "воссоединения" (отказ от сергианства и осуждение экуменизма). Но тут же выяснилось, что реальной власти столь представительный Собор не имеет, что речь идет о "воссоединении" прежде всего иерархий, которые в условиях модной нынче в России "вертикали власти" могут решать свои проблемы, не оглядываясь на простой церковный народ и даже духовенство. Все равно, куда они без епископов денутся?

Вокруг Акта о каноническом общении еще тогда, на Всезарубежном Соборе, создавалась напряженная атмосфера таинственности. Полного текста Акта соборянам так и не показали, а когда зачитывали фрагменты, специальные "секьюрити" в рясах ходили по рядам и проверяли, не записывает ли кто секретную информацию. Скорее всего, и сейчас предпочли бы потянуть с публикацией Акта, на торжественное подписание которого никак не решится Митрополит Лавр, периодически заявляющий, что "торопить события не стоит". Рискнем предположить, что процесс публикации ускорило появление в прессе черновой версии документа, которую впервые разместил наш Портал 26 сентября, на вторую годовщину визита президента Путина в Архиерейский Синод РПЦЗ(Л) в Нью-Йорке. Может быть, кто-то таким образом еще и поторапливает Митрополита Лавра, поскольку, пока тот "не спешит", от РПЦЗ(Л) начинают откалываться куски, так что есть риск, что до торжественного момента она дойдет несколько поредевшей. Известно, что самым активным поборником "воссоединения" в руководстве РПЦЗ(Л) является не первоиерарх, а архиепископ Берлинский Марк (Арндт), этнический немец, родившийся в ГДР, занимавшейся антисоветской деятельностью, которому традиционно не доверяют сторонники "русскости", коих большинство в Зарубежной Церкви.

Теперь несколько слов о различиях между черновой версией, согласованной в июне на очередной сессии "встречных комиссий", и окончательной, официальной. Они, в принципе, незначительны, но свидетельствуют о том, что на последних стадиях обсуждения документа возобладали сторонники более "вертикальных" отношений "воссоединившейся" РПЦЗ(Л) с центром в Москве. Так, из двух предложенных в черновике вариантов - Акт утверждается Соборами или Синодами - возобладал последний: ратификацию важнейшего документа новейшей церковной истории произведут в узком составе Синодов. Если по черновому варианту архиереев РПЦЗ(Л) предполагалось включать в состав лишь Поместного Собора и Синода РПЦ МП, то теперь они становятся полноценными участниками и Архиерейских Соборов, ставших по Уставу 2000 года реальным высшим органом церковной власти Московского патриархата. Соответственно, упраздняется Всезарубежный Собор, который в Акте не упомянут. 9-й пункт черновой версии, не изменив по существу, разбили на два отдельных пункта. Вот и все отличия.

Главный вывод, который напрашивается у любого читателя Акта, - РПЦЗ(Л) фактически лишается самоуправления. Хотя декларативно в Акте и говорится о сохранении сложившейся ее структуры и о самостоятельности "в делах пастырских, просветительских, административных, хозяйственных, имущественных и гражданских", однако в нижеследующих пунктах - о назначении первоиерарха и архиереев РПЦЗ, изменении структуры епархий, внесении изменений в Положение об РПЦЗ и т.п. - утверждается полная власть Патриарха и Священного Синода. В итоге, автономия РПЦЗ(Л) оказывается еще более ограниченной, узкой, чем даже автономия Украинской Православной Церкви Московского патриархата, действующей, с точки зрения Москвы (и в отличие от РПЦЗ), "на канонической территории" Московского патриархата. РПЦЗ(Л) находится хоть и вне этой "канонической территории", но не имеет права самостоятельно поставлять архиереев - каждая епископская хиротония нуждается в утверждении московского Синода (УПЦ МП, соответственно, не согласует хиротоний с Москвой). То же касается и изменения границ епархий. Вместе с тем, не оговаривается "встречное" право Синода или Собора РПЦЗ(Л) не принимать на зарубежные кафедры архиереев, утвержденных Патриархом и Синодом. Очевидно, мы имеем дело с документом, касающимся лишь некоего непродолжительного "переходного периода", предшествующего полной интеграции бывшей РПЦЗ(Л) в РПЦ МП и слиянию, скажем, Великобританской епархии РПЦЗ(Л) с Сурожской епархией РПЦ МП.

Консервативные чада РПЦЗ поспешили заявить, что эффект от поглощения Зарубежной Церкви Москвой окажется минимальным. Церковной общественности в России, а уж тем более за границей, широко известны факты многочисленных расколов в РПЦЗ и вокруг нее, возникших на почве "воссоединения". В качестве самой очевидной и по названию, и "по духу", преемницы "той славной" Зарубежной Церкви воспринимается РПЦЗ(В). Скандальные события в ее духовном центре - Мансонвилле, - предшествовавшие кончине Митрополита Виталия, - лишнее подтверждение того, что именно на ее компрометацию направлены определенные силы и средства. В конце концов, для тех православных в России, которые по разным причинам не могут или не хотят оставаться в РПЦ МП, важна не численность возможных альтернатив, а сам факт их наличия, чистота их веры и канонического положения. Количество же таких альтернатив за время "воссоединительного процесса" не только не сократилось, но и увеличилось. А значит, сообщения о "переходах в другую юрисдикцию" никуда не исчезнут с лент церковных новостей.

Александр Солдатов,
"Портал-Credo.Ru"