понедельник, марта 12, 2007

Впервые опубликованы выдержки из устава РПАЦ, показывающие серьезные нарушения в организации церковной власти этой Церкви

(Вертоградъ, Суздаль)

Референт Архиерейского Синода РПАЦ игумен Феофан (Арескин) опубликовал 7 марта в своем "Живом журнале" в Интернете http://suzdalite.livejournal.com/23725.html выдержки из Устава РПАЦ, касающиеся принципов устройства Высшей церковной власти и, в частности, состава, компетенции и способа формирования Архиерейского Синода. В полном виде этот документ до сих пор нигде не опубликован, а руководство РПАЦ не считает целесообразным и безопасным предавать его гласности.

Устав был принят, как утверждает о. Феофан, в 1993 году, когда РПАЦ еще не существовала, а Суздальская епархия, положенная в основу структуры Церкви, входила в РПЦЗ. Изменения в Устав вносились в 1996 году, после административного обособления РПАЦ от РПЦЗ и возглавления ее Архиепископом (ныне - Митрополит) Валентином, и в 1998 году, после принятия нового закона РФ "О свободе совести и о религиозных объединениях". Судя по всему, изменения номинально вносились Архиерейским Собором, однако нигде официально не публиковалась информация о проведении такового и никто из "старожилов" РПАЦ не может припомнить самого факта его проведения.

Высшему церковному управлению посвящен третий раздел Устава, который, в частности, гласит: "Высшим органом Церкви является Архиерейский Собор, возглавляемый Председателем Архиерейского Синода. В межсоборный период постоянно действующим руководящим органом Церкви является Архиерейский Синод, подотчетный Архиерейскому Собору". Уставом установлена и периодичность созыва Собора - раз в три года, однако об исполнении этого требования в РПАЦ ничего не известно - во всяком случае, в период после 1999 года Соборы не проводились.

Синод, согласно Уставу, "состоит из Председателя и двух постоянных членов в архиерейском сане, секретаря и очередных членов Синода из числа епархиальных архиереев Церкви, очередность и сроки работы которых в Синоде определяет Собор". Однако порядок избрания членов Синода в опубликованной части не оговорен, источники их полномочий остаются неизвестными. Несколько смутно говорится лишь о Председателе, которым сначала становится старейший по хиротонии архиерей, а затем, в случае его самоотвода или разногласия архиереев относительно вакантной должности Председателя, избирается Собором из трех старейших по хиротонии епархиальных архиереев. Неизвестно, каким Собором, когда и на какой срок были избраны нынешние члены Синода, кто является постоянными членами Синода, а кто - очередными, какова очередность и сроки их работы, избран ли секретарь.

Из содержания п. 3.10 Устава следует, что Синод не имеет права самостоятельно вносить изменения в Устав, а только "готовит" их для Собора, нет четкости и с вопросами "лишения сана" или отлучения от Церкви ее членов.

В п. 3.15 (о Председателе Архиерейского Синода), в противоречие с п. 3.12, говорится об "избрании" Председателя Синода (по смыслу п. 3.12, им автоматически становится старейший по хиротонии архиерей). Также п. 3.15 противоречит и п. 3.9, в котором утверждается, что Собор определяет сроки полномочий Председателя. В пункте же 3.15 говорится, что Председатель избирается пожизненно.